Civil aircraft
Il-114-300
Il-96-300
Tu-214
Tu-204СМ
Sukhoi Superjet 100
MC-21
Military aircraft
Su-35
Su-30MK
МiG-35
МiG-29К/KUB
Yaк-152
Su-30SM
Tu-22M3
Su-34
PAK FA (T-50)
Su-33
Su-27SK
Su-32
Transport aircraft
Il-112V
MTS
IL-76MD-90A
Special purpose aircraft
Bе-200
up

Su-27SK

Су-27СК
Development: Sukhoi Design Bureau
Maiden flight: 1991

The modernized Su-27SK single-seat, highly-maneuverable, multi-purpose fighter is designed to attack aerial and ground targets in standard or adverse weather, in daylight or at night, with the use of both guided and unguided weapons in independent or group operations as part of air superiority and aerial reconnaissance missions in continental and maritime air-operation theaters.

The Su-27SK is an export version of the Su-27, one of the best fighters in its class, produced since 1985.

In the early 1970s, many countries launched programs for the design and production of fourth-generation fighters. In Russia, efforts to design an advanced, next-generation fighter was started in 1969 at the initiative of the Sukhoi Design Bureau under the leadership of O. Samoilovich. Soon after, the government decided to back a program for the design and production of an advanced multi-purpose fighter that would match and even surpass the US F-14, F-15, F-16 and F-18 fighters from McDonnell Douglas in terms of combat potential. To achieve target advantages, it was first required to incorporate cutting-edge concepts early in design, such as the use of integral airframe configuration and arrangement of engines in spread out nacelles under the fuselage. The aircraft’s maneuverability performance in close air combat should considerably improve as a result of implementation of the lateral relaxed longitudinal static stability and balance concept through the use of a fly-by-wire control system (EDSU).

The conceptual planning of such an airplane was completed by design bureaus headed by P. Sukhoi, A. Mikoyan and A. Yakovlev in 1971-72. After a bid, two concepts were chosen: the T-10 (by Sukhoi DB, a heavy tactical fighter named Su-27) and the “9-12” (by Mikoyan DB, a light fighter named MiG-29).

The program for design and production of the Su-27 as a next-generation airplane was one of the largest national defense programs of the USSR in the 1970s. With the vast funds earmarked by the government for its implementation, enterprises in the domestic aircraft industry and related sectors were able to study, and introduce, a number of new manufacturing processes, and many plants could be re-equipped. A huge number of joint contractors were engaged in the cooperative effort under the Su-27 program nationwide.

The extensive use of innovations and advanced technology is a distinctive characteristic of each of the airplane’s systems.

For example:

-The power generation designed specifically for the Su-27 by Lyulka Design Bureau comprises two next-generation AL-31F afterburning turbofan engines with extremely high weight, thrust, and efficiency performance, providing the airplane with an unprecedented thrust/weight ratio and thus ensuring high acceleration, rate-of-climb, and maneuvering capabilities. The engines could only be created with the introduction of advanced materials and processing technology: new titanium alloys, heat-resistant steels, single crystal blades, special coatings, etc.;
-In order to reduce weight, set as one of the most critical parameters of the fighter, a great scope of work was completed towards the creation of new components for the various systems of the Su-27;
-The Design Bureau had to address problems associated with the insufficient development level of the domestic avionics-component base, resulting in the excessive weight and dimensions of parts, through improved design and arrangement concepts, as well as cutting-edge technologies;
-Avionics equipment for the Su-27 was designed with the extensive introduction of digital data processing with on-board computers, in due consideration of principles envisioning the wide combination of different systems in terms of functionality and application. For instance, the weapons-control system included, in addition to a radar target-location channel (multi-functional side-sweeping airborne radar), an independent data channel – infrared search-and-track station;
-Next-generation mid-range (K-27E) and short-range (K-73) guided missiles were developed as a part of the special-purpose Su-27 weaponry renovation program.

N. Chernyakov was appointed Chief Designer of the Su-27 Program in 1973. In 1973-74, the Design Bureau continued to work on selecting and specifying the optimal aerodynamic configuration of the airplane and its individual components, and the scope of systems, equipment ,and weaponry. In order to test the aerodynamics, power generation, control systems, attack-and-navigation equipment, and weaponry of the Su-27, the Design Bureau and Flight Testing Center designed and tested dozens of “flying laboratories.” Sukhoi DB had never conducted experiments at such a scale or level of realism for testing the systems of new aircraft before. Large-scale wind tunnel examinations of models were also conducted by the Central Institute of Aero-Hydrodynamics (TsAGI), Siberian Aeronautical Research Institute (SibNIA), and Moscow Aviation Institute (MAI).

The main scope of front-end engineering was completed by the beginning of 1975, at which point detailed designs were started. The delivery of detailed engineering drawings were given to the aircraft plant in Komsomolsk-on-Amur, which was designated as the lead manufacturing site for production of the Su-27. M. Simonov was appointed Chief Designer of the Su-27 program in February 1976. By that time, the Design Bureau was already in the process of manufacturing the first three engineering development models of the T-10 (two flight models and one element strength test), conducting marginal testing of all of the major systems of the future airplane on full-size test beds. At the same time, airplane pre-production activities started. The first test item T-10-1 was manufactured in early 1977, and it was first flown by the Design Bureau’s Chief Pilot V. Ilyushin on May 20, 1977.

A preliminary design review was successfully completed by the Design Bureau in October 1977. The second test item, T10-2, entered testing in May 1978. The first two flight models of the Su-27 were equipped with AL-21FZAI engines. The T10-3 and T10-4, equipped with standard AL-31F engines, were ready for testing in 1979.

In total, 11 test elements for the T-10 were manufactured from 1977 to 1982. In order to accelerate this work, the decision was made to employ nearly the whole preproduction batch of Su-27 manufactured by the production plant in 1980-81 in factory tests. Those airplanes were subsequently used by the DB and Flight Testing Center for the testing of individual airplane systems. The Su-27 was formally accepted by the military for official tests in December 1979.

The version approved for production was an airplane of normal aerodynamic design and integral arrangement, with an ogee-shaped wing with developed extension and compound sweep along the leading edge, an all-movable horizontal tail mounted on booms as an extension of the centerwing, and a twin vertical tail mounted in the aft fuselage section on engine nacelles. Engine air intakes were adjustable, with high positioning of the horizontal deceleration lobe, spread to the sides from the airplane centerline, and suspended under the centerwing. This arrangement of inlet devices allowed for the achievement of high flow-stability performance at high angles of attack, which was essential for an airplane designed for air-combat maneuverability. The engine nacelles located in the tail section were an extension of the air intakes. Landing gear was of a normal arrangement, with a nose and two main gears. The arrangement of the main landing gear bays was very difficult to design, given the arrangement of the version selected. Ultimately, a place to arrange the bays was finally found in the “air shadow” of the centerwing, above the intake ducts, the gears being retracted along with the mechanical turn of the wheel. The doors additionally served as airbrakes.

However, the airplane ultimately entered production in a different configuration. In the course of flight testing, it became clear that the original arrangement had significant drawbacks: the airplane did not meet the design specification for certain parameters, and even fell behind the F-15 in some respects. The designers faced a dilemma: should they prepare the airplane for production and deliver it to the customer as it was, or undertake significant modifications which would result in suspension of the production that had been started, and in the commissioning of a full-scale pre-production process, i.e. in the inevitable disruption of the production schedule.

E. Ivanov, DB General Designer, supported the initiative put forward by M. Simonov and made the difficult decision to commission a substantial rework of the airplane. The Ministry of Aerospace Industry opposed the decision with criticism, but Deputy Minister I. Silayev supported the Design Bureau’s position. As a result, the relevant decision was made in January 1978, and the Design Bureau stated the detailed design stage using a new arrangement version – the Т-10S (production version). Design specialists from SibNIA and aerodynamics experts from TsAGI took active part in the difficult work.

Essentially, the changes involved:

-transition to a trapezoidal wing shape, with a swiveling leading edge and flaperon;
-relocation of the airplane accessory box to the “back” of the engine, which allowed for its “hiding” in the centerwing air shadow, reducing the airplane’s master cross-section;
-use of a new main landing gear retraction power-flow diagram;
-the relocation of fins from engine nacelles to fuselage booms, thus improving attachment arrangement and tail effectiveness.

Changes in the arrangement enabled a reduction in airplane weight, air drag, as well as a substantial improvement in wing load-bearing performance and its adaptability to various modes of flight and, as a result, improvement in the airplane’s longitudinal lateral stability performance.

From 1979 to 1981, the Design Bureau’s Su-27 Program was led by A. Kolchin, succeeded by A. Knyshev, who was appointed Chief Designer in 1981.

The first test item of the Su-27s production configuration, the T10-7, which incorporated the experience of T-10 development and related test data, took off for its first flight piloted by V. Ilyushin on April 20, 1981. Results of the tests confirmed the exceptionally-high performance of the new airplane. Combined modifications produced a cumulative effect in the T-10S – the resulting airplane possessed high flight performance and excelled rivals in its class.

The first production of a Su-27 was flight tested at the production site by the Design Bureau’s test pilot A. Isakov on June 1, 1982. Official tests of the Su-27 were accomplished in December 1983, and the first produced airplanes were delivered to air force units in June 1985. Pilots of the 60th Fighter Wing of the Far Eastern Command were the first to receive Su-27 among all combat units. By 1989, Su-27 fighters were in operational service in 16 combat units of the USSR Air Force and Air Defense. According to commanders and airmen of the retrained units, the retraining process went smoothly and the new Su-27 was exceptionally easy to master – the airplane turned out to be quite accessible to pilots with even moderate qualifications, despite the fact that it was vastly superior to all older-generation planes in terms of equipment level and complexity of systems and weapons.

In 1990, after all of the major issues identified during tests had been completely resolved, the Su-27 was officially accepted by the Air Force and Air Defense.

It took seven years to design and manufacture the first two test airplanes, and factory testing and flight tests took seven more years. A total of 23 airplanes were engaged in tests at different times. Thus, 16 years passed from the start of design to the commencement of Su-27 deliveries¬ – following years of hard work by numerous teams at industry enterprises, military representatives and the Air Force Testing Institute.

As the baseline model, the Su-27 offered much room for further development in terms of arrangement, and that enabled the Design Bureau to mount an effort to modify and refine the airplane. Subsequently, the DB developed an operational training airplane, a fighter-bomber, a multi-purpose and a naval fighter on the basis of that arrangement.

The operational training (two-seat) version of the Su-27 had been worked on since 1976, and the conceptual design of the Su-27UB (factory code T-10U) successfully passed design review in 1978. The first test prototype of the dual-cockpit version was manufactured at the production facility in Komsomolsk-on-Amur and then sent to Moscow for modifications in the spring of 1984. The design Bureau’s test pilot N. Sadovnikov operated the first flight on the T10U-1 on March 7, 1985. Official tests of the airplane were conducted from 1985 to 1987. Production of the preproduction batch of Su-27UB was arranged at the Komsomolsk-on-Amur plant, and in 1985, production of the dual cockpit version was transferred to the Irkutsk Aircraft Production Association (IAPO) by order of the Aerospace Industry Ministry. The first production of the Su-27U completed flight tests at the Irkutsk plant on September 10, 1986. It was flown by test pilots G. Bulanov and N. Ivanov. Production Su-27UBs were delivered to operational units in 1987.

Test pilots of the DB established 41 rate-of-climb and altitude records officially registered by FAI on the specially-modified test T10-15 aircraft designated as P-42 from 1986 to 1990, some of which would go on to become all-time records. The aerobatic demonstration team “Russkiye Vityazi” (“Russian Knights”) was formed in 1989 with six Su-27 airplanes.

The Su-27 and Su-27UB were first demonstrated outside the USSR at Le Bourget Air Show in June 1989. DB test pilots V. Pugachev and E. Frolov showcased the high maneuverability performance of Sukhoi airplanes for the international aviation community. Since then, Su-27-type airplanes have participated in the most prestigious international air shows and exhibitions, invariably demonstrating the highest level of development of the domestic aviation industry.

The commercial success of the Su-27 on the global market is another confirmation of the excellent combat characteristics of the airplane. Since 1991, two export versions of the Su-27 have been produced at plants in Komsomolsk-on-Amur and Irkutsk: the Su-27SK and Su-27UBK. These airplanes have been exported to China, Vietnam, Ethiopia, and Indonesia since 1992. Licensed production of the Su-27SK under the designation F/J-11 was set up in China in 1998.  The first licensed plane assembled at the plant in Shenyang was flight tested on December 16, 1998.

A great contribution to the airplane’s creation was made by the General Designers: P. Sukhoi, A. Lyulka, A. Ivanov, M. Simonov; the chief designers of the airplane and project coordinators: N. Chernyakov, O. Samoilovich, A. Kolchin, A. Knyshev, V. Kobchenko, V. Grishin; and Sukhoi DB’s test pilots: V. Ilyushin, E. Solovyov, N. Sadovnikov, A. Komarov, V. Pugachev, and others.

Historyhttp://uacrussia.ru/en/aircraft/lineup/military/su-27sk/#history

Found a mistake on site? Please select it and press Ctrl+Enter.

Report mistake

Information about the mistake is successfully sent. Thank you!

Гражданская авиация
Ил-114-300
Ил-96-300
Ту-214
Ту-204СМ
Sukhoi Superjet 100
МС-21
Военная авиация
Як-152
Су-30СМ
Ту-22М3
Су-34
ПАК ФА (Т-50)
Су-33
Су-27СК
Су-32
Як-130
Ту-95МС
Ту-160
МиГ-35
МиГ-29К/КУБ
Су-35
Су-30MК
Транспортная авиация
Ил-112В
МТС
Ил-76МД-90А
Авиация специального назначения
Бе-200
наверх

Су-27СК

Су-27СК
Разработка: ОКБ Сухого
Первый полет: 1991

Одноместный высокоманевренный многоцелевой истребитель Су-27СК модернизированный предназначен для поражения воздушных и наземных целей в простых и сложных метеорологических условиях, днём и ночью, с применением управляемых и неуправляемых средств поражения при ведении автономных и групповых действий в интересах завоевания господства в воздухе и ведения воздушной разведки на континентальных и морских театрах воздушных действий.

Су-27СК является экспортным вариантом самолета Су-27, одного из лучших истребителей в своем классе, выпускаемым серийно с 1985 г.

В начале 1970-х гг. в мире были развернуты работы по созданию истребителей 4-го поколения. В России к разработке перспективного истребителя нового поколения в инициативном порядке приступили в ОКБ П.О. Сухого в 1969 г. под руководством О.С. Самойловича. Вскоре последовало правительственное решение о развертывании программы создания перспективного фронтового истребителя, не только равного по своему боевому потенциалу американским самолетам F-14, F-15, F-16, F-18 фирмы McDonnell Douglas, но и превосходящего их. Для реализации преимущества необходимо было с самого начала заложить в проект новые перспективные идеи: использование интегральной аэродинамической компоновки, размещение двигателей в разнесённых мотогондолах под корпусом фюзеляжа. Характеристики маневренности самолета в ближнем воздушном бою должны были значительно улучшиться в результате реализации концепции продольной статической неустойчивости и балансировки самолета за счёт применения электродистанционной системы управления (ЭДСУ).

В период 1971-72 г.г. предварительная проработка по созданию такого самолета была проведена в ОКБ П.О. Сухого, А.И. Микояна и А.С. Яковлева. По результатам проведенных конкурсов к разработке были приняты два самолета: Т-10 (ОКБ Сухого, тяжелый фронтовой истребитель, получивший наименование Су-27) и «9-12» (ОКБ Микояна, легкий истребитель, получивший наименование МиГ-29).

Программа создания Су-27, как самолета нового поколения, в 1970-е годы была одной из крупнейших общегосударственных оборонных программ СССР. Для ее реализации выделялись большие средства, что позволило предприятиям отечественной авиапромышленности и смежных областей освоить большое число новых технологических процессов, также были переоснащены многие заводы. К работам по программе создания Су-27 была привлечена огромная кооперация соисполнителей по всей стране. Широкое внедрение инноваций и перспективных технологий характерно для любой из систем самолета.

Так, например:

  • Силовая установка, разработанная специально для Су-27 в ОКБ А.М. Люльки, состоит из двух двигателей нового поколения ТРДДФ АЛ-31Ф, с исключительно высокими по массе, тяге и экономичности характеристиками, что обеспечивает самолёту беспрецедентную тяговооружённость, а следовательно, высокие разгонные характеристики, скороподъёмность и маневренность. Их создание стало возможным только в результате освоения новых перспективных материалов и технологий: новых титановых сплавов, жаропрочных сталей, монокристаллических лопаток, специальных покрытий и т.д.;
  • С целью снижения массы, как одного из самых критически важных параметров истребителя, выполнялся большой объем работ по созданию новых комплектующих для различных систем Су-27;
  • Проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем отечественной элементной базы БРЭО, следствием чего являлась большая масса и габариты изделий, ОКБ приходилось компенсировать как за счет применения более совершенных конструктивных и компоновочных решений, так и при помощи новых перспективных технологий;
  • БРЭО Су-27 разрабатывалось с широким внедрением цифровой обработки информации на БЦВМ и с учетом принципа широкого комплексирования различных систем по функциям и назначению. К примеру, в состав системы управления вооружением наряду с радиолокационным каналом обнаружения цели (многофункциональная БРЛС) включен независимый информационный канал - оптико-локационная станция;
  • В рамках целевой программы перевооружения для Су-27 было разработано новое поколение управляемых ракет средней (К-27Э) и малой (К-73) дальности.

Главным конструктором Су-27 в 1973 г. был назначен Н.С. Черняков. В 1973-74 г.г. в ОКБ продолжались работы по выбору и уточнению оптимальной аэродинамической компоновки самолета и его отдельных агрегатов, составу систем, оборудования и вооружения. Для отработки аэродинамики, силовой установки, системы управления, прицельно-пилотажного оборудования и вооружения Су-27 в ОКБ и ЛИИ были созданы и проходили испытания более десятка различных летающих лабораторий - столь широко натурные эксперименты для отработки систем нового самолета проводились впервые в практике ОКБ Сухого. Также широким фронтом велись исследования моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ, СибНИА и МАИ.

К началу 1975 г. основной объем эскизного проектирования был завершен и начался этап рабочего проектирования. Рабочие чертежи начали передавать на завод в Комсомольске-на-Амуре, который был определен головным по серийному выпуску Су-27. В феврале 1976 г. Главным конструктором Су-27 был назначен М.П. Симонов. В ОКБ к этому времени уже велась постройка первых трех опытных образцов Т-10 (двух летных и одного прочностного), а на натурных стендах проводились опережающие испытания всех основных систем будущего самолета. Одновременно началась подготовка серийного производства самолета. В начале 1977 г. был построен первый опытный образец Т-10-1 и 20 мая 1977 г. шеф-пилот ОКБ В.С. Ильюшин впервые поднял его в воздух.

В октябре 1977-го в ОКБ успешно прошла защита эскизного проекта. В мае 1978-го к испытаниям присоединился второй опытный экземпляр самолета Т10-2. Первые два летных экземпляра Су-27 оснащались двигателями АЛ-21Ф3АИ. В 1979-м к испытаниям подготовили Т10-3 и Т10-4, оснащенные штатными двигателями АЛ-31Ф.

Всего с 1977 г. по 1982 г. было построено 11 опытных самолетов Т-10. Кроме опытных самолетов, для ускорения работ к заводским испытаниям решено было подключить практически всю установочную партию Су-27, выпускаемых серийным заводом в 1980-81 гг. В дальнейшем, эти самолеты использовались ОКБ и ЛИИ для отработки отдельных систем самолета. В декабре 1979 г. Су-27 был официально принят военными для проведения государственных испытаний.

Принятый для постройки вариант представлял собой самолет нормальной аэродинамической схемы, интегральной компоновки, с оживальным в плане крылом, имеющим развитый наплыв и переменную стреловидность по передней кромке, цельноповоротное горизонтальное оперение, установленное на балках, являющихся продолжением центроплана и двухкилевое вертикальное оперение, установленное в хвостовой части фюзеляжа на мотогондолах двигателей. Воздухозаборники двигателей - регулируемые, с верхним расположением горизонтального клина торможения, были разнесены в стороны от продольной оси самолета и подвешивались под центропланом. Такое размещение входных устройств обеспечивало высокие характеристики стабильности потока на больших углах атаки, что очень важно для самолета, предназначенного для ведения маневренного воздушного боя. Мотогондолы двигателей, расположенные в хвостовой части, являлись продолжением воздухозаборников. Шасси - нормальной схемы, с передней и двумя основными опорами. Большую сложность при выбранном варианте компоновки представляло размещение отсеков основных опор шасси. В конечном счёте, место для их размещения было найдено в аэродинамической "тени" центроплана, над каналами воздухозаборников, при этом стойки убирались с механическим разворотом колеса. Створки дополнительно служили в качестве тормозных щитков.

Но в серию самолет пошел в другом виде. В процессе летных испытаний стало ясно, что первоначальная компоновка обладает существенными недостатками, и по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию, а также уступает F-15 по некоторым показателям. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма – либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять существенную её доработку, что повлекло бы за собой остановку начавшегося серийного выпуска и проведение новой полномасштабной процедуры запуска в серию, т.е. неизбежно привело бы к срыву установленных сроков серийного производства.

Генеральный конструктор ОКБ Е.А. Иванов поддержал инициативу М.П. Симонова и принял трудное решение о необходимости существенной переделки самолета. Против этого резко выступило руководство МАП, но позицию КБ поддержал заместитель министра И.С. Силаев. В результате, в январе 1978 года было принято соответствующее решение, и в ОКБ начался этап рабочего проектирования по новому варианту компоновки - Т-10С (серийная). Деятельное участие в этих нелёгких работах приняли специалисты СибНИА и аэродинамики ЦАГИ.

Суть изменений сводилась к:

  • переходу к трапециевидной форме крыла с поворотным носком и флапероном;
  • переносу коробки самолетных агрегатов «на спину» двигателя, что позволяло «спрятать» ее в тени центроплана крыла и уменьшить мидель самолета;
  • применению новой кинематической схемы уборки основных опор шасси;
  • переносу килей с мотогондол на балки фюзеляжа, что улучшило схему их крепления и увеличило эффективность оперения;

Изменения в компоновке позволили уменьшить вес машины, снизить сопротивление, а также существенно улучшить несущие свойства крыла, его адаптивность к разнообразным режимам полета, и, как результат, улучшить характеристики продольной боковой устойчивости самолета.

С 1979 г. по 1981 г. работы по Су-27 в ОКБ возглавлял А.А. Колчин, а с 1981 года Главным конструктором самолета является А.И. Кнышев.

Первый опытный экземпляр Су-27 в серийной конфигурации, Т10-7, в котором был учтён опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные, поднялся в воздух 20 апреля 1981 года, пилотируемый В.С. Ильюшиным. Результаты испытаний подтвердили исключительно высокие ЛТХ нового самолета. Сведенные воедино, доработки дали на Т-10С кумулятивный эффект: получившийся в итоге самолет обладал высокими лётными данными, превосходя в своем классе всех конкурентов.

Первый серийный Су-27 был облетан на заводе 1 июня 1982 г. летчиком-испытателем ОКБ А.Н. Исаковым. Государственные испытания Су-27 завершились в декабре 1983 года, а в июне 1985 г. первые самолеты поступили в авиачасти. Первыми из строевых частей Су-27 получили летчики 60 ИАП Дальневосточного ВО. К 1989 г. Су-27 находились на вооружении в 16 строевых частях ВВС и войск ПВО СССР. По отзывам командного состава и летчиков переучивавшихся частей, несмотря на то, что по уровню оснащенности и сложности систем и вооружения, новый самолет на порядок превосходил все машины предыдущего поколения, переучивание на Су-27 проходило исключительно просто и безболезненно, самолет оказался вполне доступным для освоения летчиками средней квалификации.

В 1990 году, после того, как были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях, самолет Су-27 постановлением правительства был официально принят на вооружение ВВС и ПВО страны.

Проектирование и постройка первых двух опытных самолетов потребовали семь лет, проведение заводских и летных испытаний – еще столько же. Всего в разное время на испытаниях было задействовано 23 самолета. Таким образом, от начала разработки до начала поставок самолета Су-27 в строй потребовалось 16 лет напряженного труда многочисленных коллективов предприятий промышленности, военных представительств, а также испытательного института ВВС.

Как базовая модель, Су-27 имел большие резервы компоновки, это позволило ОКБ развернуть работы по его модификационному развитию. Него основе его конструкции в дальнейшем ОКБ разработало учебно-боевой самолёт, истребитель-бомбардировщик, многофункциональный и палубный варианты истребителя.

Работы по учебно-боевому (двухместному) варианту Су-27 велись в ОКБ с 1976 года, в 1978 году был успешно защищен эскизный проект Су-27УБ (заводской шифр Т-10У). Первый опытный экземпляр «спарки» построен на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре и весной 1984 года отправлен для доработок в Москву. Первый полет на Т10У-1 выполнил 7 марта 1985 года летчик-испытатель ОКБ Н.Ф. Садовников. Государственные испытания самолета проводились в период с 1985 по 1987 год. Серийный выпуск установочной партии Су-27УБ был организован в Комсомольске-на-Амуре, а в 1985 году по указанию МАП производство «спарки» было передано на Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО). Первый серийный Су-27УБ облетан на заводе в Иркутске 10 сентября 1986 года летчиками-испытателями Г.Е. Булановым и Н.Н. Ивановым. В строевые части первые серийные Су-27УБ поступили в 1987 году.

С 1986 по 1990 гг. на специально доработанном опытном самолете Т10-15, получившем обозначение П-42, летчиками-испытателями ОКБ был установлен 41 официально зарегистрированный ФАИ мировой рекорд скороподъемности и высоты полета, часть из них является абсолютными рекордами. В 1989 г. была создана пилотажная группа "Русские витязи", в состав которой входят шесть самолетов Су-27.

В июне 1989 г. Су-27 и Су-27УБ были впервые показаны за рубежом, на авиавыставке в Ле-Бурже. Летчики-испытатели ОКБ В.Г. Пугачев и Е.И. Фролов продемонстрировали международной авиационной общественности высокие маневренные характеристики самолетов ОКБ Сухого. С тех пор и по сей день самолеты типа Су-27 являются участниками самых престижных международных авиавыставок и авиашоу, неизменно демонстрируя высочайший уровень отечественной авиапромышленности.

Другим подтверждением высоких боевых характеристик самолета является коммерческий успех Су-27 на мировом рынке. С 1991 года на заводах в Комсомольске-на-Амуре и в Иркутске было развернуто серийное производство экспортных модификаций Су-27: Су-27СК и Су-27УБК. С 1992 года самолеты этого типа поставлялись на экспорт в Китай, Вьетнам, Эфиопию, Индонезию. В Китае, в соответствии с межгосударственным соглашением, с 1998 г. организовано лицензионное производство Су-27СК под обозначением F/J-11. Первый лицензионный образец самолета, собранный на заводе в г. Шеньяне, облетан 16 декабря 1998 г.

Большой вклад в создание самолета внесли генеральные конструкторы: П.О. Сухой, А.М. Люлька, А.Е. Иванов, М.П. Симонов; главные конструкторы самолета и руководители тем: Н.С. Черняков, О.С. Самойлович, А.А. Колчин, А.И. Кнышев, В.К. Кобченко, В.К. Гришин; летчики-испытатели ОКБ Сухого: В.С. Ильюшин, Е.С. Соловьев, Н.Ф. Садовников, А.С. Комаров, В.Г. Пугачев и другие.

История созданияhttp://uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/military/su-27sk/#history

Нашли опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Информация об опечатке успешно отправлена. Благодарим за помощь!