Гражданская авиация
Ил-114-300
Ил-96-300
Ту-214
Ту-204СМ
Sukhoi Superjet 100
МС-21
Военная авиация
Як-152
Су-30СМ
Ту-22М3
Су-34
ПАК ФА (Т-50)
Су-33
Су-27СК
Су-32
Як-130
Ту-95МС
Ту-160
МиГ-35
МиГ-29К/КУБ
Су-35
Су-30MК
Транспортная авиация
Ил-112В
МТС
Ил-76МД-90А
Авиация специального назначения
Бе-200
наверх

Су-30MК

Су-30MК
Разработка: ОКБ Сухого
Стадия проекта: Серийное производство Производство: Иркутский авиационный завод (Корпорация "Иркут"), КнААЗ им. Ю.А. Гагарина

Высокоманевренный многоцелевой двухместный боевой самолет Су-30МК входит в число самых совершенных и востребованных истребителей в мире.

Самолет способен поражать высокоточным оружием воздушные, наземные и надводные цели в одном боевом вылете, действуя на значительном удалении от базы, в любую погоду и время суток в условиях информационного и огневого противодействия противника.

Свои выдающиеся возможности самолет подтвердил в ходе эксплуатации в составе ВВС Индии, Малайзии и Алжира.

Опыт эксплуатации одноместных машин Су-27, накопленный в ОКБ Сухого к 1985 году, показал, что в современном воздушном бою нагрузки на лётчика, вызванные необходимостью маневрирования и одновременного управления комплексом вооружения, слишком высоки. Кроме того, современные возможности бортовых электронных комплексов столь обширны, что одному лётчику в маневренном бою физически трудно реализовать их в полной мере. Присутствие второго пилота давало бы экипажу возможность действовать более рационально и эффективно, распределяя нагрузку между собой. Весьма насущной становилась необходимость создания специализированной двухместной модернизации истребителя, оснащённой системой дозаправки топливом в воздухе, что позволило бы увеличить продолжительность полёта до 10 часов.

В 1985 г. в ОКБ П.О. Сухого приняли решение о проведении испытаний по дозаправке топливом в воздухе машин типа Су-27 и выяснения возможностей экипажа при длительном нахождении в полете, их работоспособности и самочувствия. Руководителем темы был назначен И.В. Емельянов, впоследствии Главный конструктор ОКБ Сухого. Базовой машиной для разработки нового проекта стал второй летный экземпляр Су-27УБ (Т-10У-2), двухместная учебно-боевая модификация Су-27, имевшая большой внутренний запас топлива и десять точек подвески вооружения. На самолёте установили систему дозаправки топливом и частично изменили состав оборудования. Опытный экземпляр самолета был поднят в воздух 10 сентября 1986 г. Проведённые лётные испытания убедили конструкторов в принципиальной возможности существенно улучшить характеристики базовой модели истребителя.

Для отработки новой концепции истребителя в 1988г. на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО), с 1986 года выпускавшем двухместные учебно-боевые Су-27УБ (модификация базовой модели Су-27), были доработаны два серийных учебно-боевых самолета. В ОКБ эти машины получили шифры Т-10ПУ-5 и Т-10ПУ-6. Машины оснастили системой дозаправки в воздухе, новой системой навигации, модернизированными системами дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ). В конце 1988 г. начались лётные испытания, по результатам которых было принято правительственное решение о развертывании на ИАПО серийного производства истребителя, получившего наименование Су-30.

Основным потребителем новой машины должна была стать авиация войск ПВО, где в полной мере могла бы реализоваться концепция самолета дальнего перехвата и патрулирования. Су-30 в полной мере сохранил пилотажные качества своих предшественников, а за счет модернизации значительно увеличил боевую эффективность. При этом, новый самолёт был наделен дополнительными возможностями по выполнению боевых действий, связанных с большими дальностью и продолжительностью полета, а также по эффективному управлению группой истребителей. Внутренний запас топлива обеспечивал дальность полета в 3000 км, а при дозаправке топливом в воздухе продолжительность полета на Су-30 зависела только от физиологических возможностей экипажа. После консультаций с учеными-медиками время пребывания самолета в воздухе ограничили 10 часами. Для обеспечения комфортных условий для экипажа на перехватчике установили дополнительные устройства сервиса.

Работы по подготовке серийного производства осуществлялись под руководством А.И. Федорова, в то время Главного инженера Иркутского авиационного завода. От ОКБ Сухого эти работы курировал И.В. Емельянов, ставший впоследствии ведущим конструктором Су-30. Первый серийный Су-30 подняли в воздух 14 апреля 1992 года летчики-испытатели ИАПО Г.Е. Буланов и В.М. Максименков.

Су-30МК

Используя Су-30 как базовый самолет, в 1993 г. ОКБ Сухого предложило его дальнейшее развитие – многофункциональный истребитель Су-30МК. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели, а также возможность установки на самолет нового, в том числе и зарубежного, оборудования открыли перед Су-30МК широкие возможности по продаже на международном рынке авиационной техники. Впервые ударный вариант машины был представлен в 1993 г. на авиационном салоне в Ле Бурже (Франция). Это был специально доработанный под усовершенствованную систему управления вооружением первый серийный самолёт Су-30. Весной 1994 года, с целью продемонстрировать возможности машины, было решено показать Су-30МК на выставке вооружений в Чили, куда самолёт перелетел через океан без дозаправки топливом в полёте, что само по себе стало сенсацией. Машина также демонстрировалась на «МАКС-95» и в Великобритании на авиасалоне «Фарнборо-94». Без участия Су-30МК не обошлись и авиасалоны в Китае, Малайзии, Индии и других странах.

Су-30МК в варианте для ВВС Индии

Индия стала первой страной, с которой был заключён контракт на поставку новых российских истребителей. Истребитель для ВВС Индии начали проектировать в ОКБ Сухого на базе Су-30 под руководством А.Ф. Барковского в 1995 году.

Су-30МК в варианте для Индии имеет ряд существенных отличий от Су-30, причём некоторые конструкторские идеи «воплощены в металле» впервые в мировой практике. Так, на индийском истребителе установлено переднее горизонтальное оперение (ПГО), включённое в общий контур в продольном канале системы дистанционного управления (СДУ), а также двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги разработки НТЦ им. А.П. Люльки. В комплексе, все это обеспечивает возможность реализации на «индийском» истребителе режимов сверхманевренности. Также, впервые в мире, на серийном самолете установлена радиолокационная станция с поворотной антенной решёткой (РАС «Барс» разработки НИИ Приборостроения), новое катапультное кресло и ряд других новых систем отечественной разработки. Впервые в практике ОКБ на самолете произведена широкая интеграция систем БРЭО импортного и отечественного производства, создан «интернациональный» борт, в состав которого вошли системы и комплексы зарубежных фирм из 6 стран мира. Благодаря расширению номенклатуры вооружений улучшена боеспособность самолета.

В соответствие с контрактом поставка самолетов предусматривалась несколькими партиями, с последовательным наращиванием возможностей БРЭО, силовой установки и вооружения. Распоряжением Правительства головными исполнителями контракта были определены ОКБ Сухого (разработка) и ИАПО (производство).

1 июля 1997 года летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов впервые поднял новую машину в воздух. Программа работ по теме Су-30МКИ впервые в отечественной практике продемонстрировала новую модель военно-технической политики, которая включает все ныне практикуемые в мире этапы долгосрочного сотрудничества:

  • поставку первой партии самолётов в исходной версии (Су-30К);
  • совместную ОКР по модифицированному варианту самолёта (Су-30МК для ВВС Индии);
  • передачу заказчику лицензии на производство самолёта с последовательным замещением российских компонентов оборудования на зарубежные (в декабре 2000 г. подписан контракт на продажу Индии лицензии на производство 140 истребителей финальной партии поставки);
  • модернизацию самолётов первых партий поставок до технического облика машин финальной партии поставки;
  • создание совместного сервисного технического центра послепродажного обслуживания поставляемой техники;
  • использование «завоеванного экспортного плацдарма» для проникновения на региональный рынок.

Су-30МК для ВВС Алжира

Истребитель Су-30МК для ВВС Алжира создавался ОКБ Сухого на базе «индийского» СУ-30МК для Индии. Самолёт незначительно отличается от базового самолёта составом бортового оборудования. Часть импортного оборудования заменена на российские аналоги, в частности, на самолёте установлена кислорододобывающая установка отечественного производства вместо применявшегося ранее аналога зарубежного производства. Самолёт производится Корпорацией «Иркут» (ИАЗ). Поставки самолётов в Алжир начались в 2008 году.

Су-30МК для ВВС Малайзии

Истребитель, создававшийся в ОКБ Сухого по заказу Королевских ВВС Малайзии на базе «индийского» Су-30МК. Контракт на поставку был подписан в 2003 году. Производство машин было поручено Корпорации «Иркут».

При близких боевых возможностях эта модификация отличается от «индийской» составом бортового оборудования: по требованию заказчика часть бортовой аппаратуры самолёта заменена на французские аналоги. Планер, двигатели с системой управления вектором тяги и цифровой системой управления полетом, а также состав вооружений аналогичны базовой модели. Визуально выделяются «гребни» ближе к носу от фонаря кабины. Это – встроенная система государственного опознавания французского производства. Под носовой частью фюзеляжа появились дополнительные обтекатели, в которых размещены сенсоры системы предупреждения о лазерном облучении и приближении ракет фирмы Avitronics (ЮАР). Кислорододобывающая система российского производства.

Работы по интеграции новой авионики осуществлялись при активном содействии проектной группы ВВС Малайзии, работающей в Москве на постоянной основе. В рамках офсетной части малазийского контракта предусмотрено создание на территории этой страны сервисного центра для российской авиатехники, а также содействие в реализации национальной космической программы.

Церемония «выкатки» двух первых самолетов прошла 24 мая 2007 г. на территории Иркутского авиационного завода. В июне 2007 г. первая пара серийных истребителей была доставлена прямыми рейсами Ан-124-100 «Руслан» на авиабазу Конг-Кедак (штат Теренггану) на побережье Южно-Китайского моря.

Су-30МК для ВВС КНР (Су-30МКК)

Работы по созданию на базе Су-30 двухместного ударного самолета для ВВС КНР велись в ОКБ Сухого под руководством А.И. Кнышева с 1997 года под обозначением Су-30МКК. Головным исполнителем этого контракта стал завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО). Рабочее проектирование истребителя было завершено в 1998 г., первый опытный экземпляр самолёта взлетел с аэродрома КНААПО 20 мая 1999 г, пилотируемый смешанным экипажем летчиков-испытателей в составе: И.Е. Соловьев (ОКБ) и А.В. Пуленко (КнААПО). Совместные с ГЛИЦ ВВС испытания самолета проведены в 1999 - 2001 г.г., первая партия серийных машин поставлена заказчику в декабре 2000 года.

Новый вариант двухместного самолета был создан с широким использованием конструктивного задела по Су-27СК и по одноместному истребителю Су-27М. Конструктивно Су-30МКК отличаются от «индийского» Су-30МК вертикальным оперением большей площади и высоты. Практически без доработок конструкции использованы: центроплан, консоли крыла, воздухозаборники, хвостовые балки, оперение и шасси от Су-27М и агрегаты хвостовой части фюзеляжа от Су-27СК. Модернизированное крыло с восемью узлами внешней подвески и более мощное шасси позволили увеличить боевую нагрузку до 8000 кг. На самолёте устанавливается силовая установка Ал-31Ф. По сравнению с базовой моделью расширена номенклатура вооружений.

Су-30МК для ВМФ КНР (Су-30МК2)

На базе Су-30МКК разработан усовершенствованный вариант самолета Су-30МК2, который создавался в ОКБ Сухого в 2002 году по заказу военно-морских сил Китая. Истребитель отличается от базовой модели расширенными возможностями в отношении поражения наземных (надводных) целей, а также комплектацией систем оборудования и вооружения. Номенклатура управляемого вооружения, предназначенного для поражения надводных целей, расширена. В частности, в состав вооружения Су-30МК2 может входить сверхзвуковая противокорабельная ракета Х-31А. Система индикации на лобовом стекле модернизирована. Дополнительно установленный сигнальный процессор с новым линейным приемным устройством позволяет применять новые боеприпасы с точным наведением и расширяет возможности поражения морских целей. Су-30МК2 строили на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты типа Су-30МК2 поставлялись также в Индонезию, Вьетнам и Венесуэлу.

В ходе реализации программ Су-27СК, Су-30МКК и Су-30МК2 сложилась кооперация, задействованная при создании самолетов Су-27СМ для ВВС России, а также Су-27СКМ. Разработка и производство различных модификаций самолета Су-27 и Су-30 позволили существенно снизить затраты за счет поэтапного наращивания боевых возможностей авиакомплексов. Вследствие этого стоимость опытно-конструкторских работ по программе Су-30МК2 стала более чем в два раза ниже стоимости работ по программе Су-30МКК, а программа Су-27СКМ «подешевела» по сравнению с Су-30МКК более чем в три раза при значительном повышении боевой эффективности истребителя.

История созданияhttp://uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/military/su-30mk/#history

Нашли опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Информация об опечатке успешно отправлена. Благодарим за помощь!