Civil aircraft
CR929
Il-114-300
Il-96-300
Superjet 100
MC-21
Military aircraft
Yaк-130
Su-35
Su-30MK
МiG-35
МiG-29К/KUB
Yaк-152
Su-30SM
Su-34
Су-57
Su-33
Su-32
Transport aircraft
Il-112V
MTS
IL-76MD-90A
Strategic and special purpose aircraft
Tu-160
Tu-95MC
Bе-200
Tu-214
Tu-22M3
up

Su-33

Су-33
Development: Sukhoi Design Bureau
Maiden flight: 1987

The Su-33 (Su-27K) is a single-seat multi-purpose shipborne-decking fighter airplane with horizontal takeoff and horizontal landing capability, complete with folding wing and tail plane for hangar storage.

The Su-33 is intended for naval air superiority missions, the air defense and missile defense of a ship group, the destruction of any aerial, sea-surface and ground targets with missiles and bombs, as well as supporting the combat operations of other fleet air force units such as shipborne, missile-carrying, anti-submarine, radar surveillance, and other aircraft.

The Su-33 can also perform containment functions prior to engagement and maintaining an operational environment in the near and far maritime zones, which makes any aggression from the sea impractical or extremely difficult. The tactical operating range of the Su-33 is 1,200 km. The fighter is capable of barraging a designated area performing air defense and missile defense missions 500 kilometers away from its carrier over more than two hours. The use of a Su-33 leads to a one-and-a-half-fold to double increase in the strike capabilities of operational units in initial naval operations at a distance of 1,500-2,000 kilometers from the shore.

The USSR Navy’s carrier ships had long carried only vertical-takeoff-and-landing aircraft that could not compete with the US Navy’s aircraft taking off with the use of steam-driven catapults. In order to catch up, the Sukhoi Design Bureau mounted an effort to design and launch production of a new shipborne airplane based on the Su-27’s design in the mid-1970s. The Su-27K (shipborne) was to become the first domestically-produced heavy-class fighter capable of take-offs or landings on ship decks in the traditional fashion, i.e. with a take-off run and landing roll.

The Su-27K development project entered its active phase in 1982 when the government decided to launch construction of an aircraft-carrying heavy cruiser at the Black Sea Shipyard in Nikolaev, which was meant to provide air defense for the Navy’s ship groups in the world's oceans and seas. To achieve a shorter take-off distance for airplanes like the Su-27 and MiG-29, a takeoff ramp was designed in the nose section of the ship’s flight deck instead of a catapult. Such a concept required experimental testing. To test the engineering concepts for the take-off and landing of decking airplanes, explore the specific nature of seaborne aircraft operations, and train future sea-based aviation pilots, the government made the decision to set up a Research and Training Facility (NIUTK) in Crimea, which would later be renamed “Nitka” (Aviation Research and Training Complex).

In 1982-83, the first stage of ramp take-off tests and the ground stage of arrester gear landing tests were completed. N. Sadovnikov was the Design Bureau’s lead test pilot for that program. He was the first of the Design Bureau’s test pilots to successfully complete a ramp take-off on August 28, 1982. The testing of a no-flare landing and take-off from the new ramp version with a greater angle began with another modified test airplane in 1984. V. Pugachev operated the first deck running landing on September 1, 1984, and N. Sadovnikov successfully completed the first take-off from the new ramp on September 25, 1984.

The possibility of designing and producing a shipborne fighter was therefore proven in principle, and the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union and USSR Council of Ministers passed a resolution assigning the Sukhoi Design Bureau to develop the Su-27K, based on the Su-27’s design, on April 18, 1984. Earlier, the Mikoyan Design Bureau had been tasked with the development of a shipborne fighter based on the MiG-29’s design. Therefore, an informal competition for “a spot on deck” was initiated between the two Design Bureaus. A conceptual design review was completed in November, 1984, and detailed design documentation for the Su-27K (T-10K) was completed in 1985-86. The work was led by Deputy Chief Designer K. Marbashev.

Two initial test Su-27K airplanes were manufactured by the Design Bureau in cooperation with the production plant in 1986-87. The first flight of the T10K-1 test airplane was operated by the Design Bureau’s test pilot, G. Pugachev, on August 17, 1987, and N. Sadovnikov first took off in the T10K-2, the second test airplane, on December 22, 1987. V. Pugachev successfully landed the T10K-2 on the deck of aircraft-carrying heavy cruiser "Tbilisi" (subsequently renamed “Admiral Kuznetsov") for the first time in the history of national aviation on November 1, 1989.

Production of Su-27K airplanes was launched by KnAAPO in 1989, when the production plant manufactured a test airplane for static tests. The first flying prototype of the produced T-10K-3 airplane was assembled in early 1990. The first flight of the production Su-27K was completed on February 17, 1990 (by test pilot I. Votintsev). Six more Su-27K airplanes were produced by KnAAPO in 1990.

Official tests of the Su-27K were completed in 1994. A total of 24 Su-27K airplanes were produced by that time and reassigned to the Northern Fleet Base, home-base of the "Admiral Kuznetsov" aircraft-carrying heavy cruiser. The first four airplanes were ferried to Severomorsk from the production site in Komsomolsk-on-Amur on April 1993 and joined the 279th Naval Fighter Regiment (KIAP). The "Admiral Kuznetsov" aircraft-carrying heavy cruiser completed its first long oceanic tip to the Atlantic and the Mediterranean Sea during the period of December 1995 to March 1996.

The Su-27K was officially passed into service by presidential decree, and accepted by the Armed Forces of the Russian Federation and given the name “Su-33 shipborne fighter” on August 31, 1998.

A two-seat operational training version had been developed by the Design Bureau since the mid-1980s. Later, work on a new dual-cockpit version designated as the Su-27KUB (10KUB) would be started in the early 1990s. The test prototype model was manufactured at the production site in Komsomolsk-on-Amur in 1995-98; the final assembly was completed in Moscow, where a T10K-4 test airplane was used for modifications. The first flight of the 10KUB test prototype model was completed on April 29, 1999 by the plant’s test pilots V. Pugachev (Captain) and S. Melnikov (Co-Pilot). The airplane successfully passed the factory stage of tests. Finally, the 10KUB had the chance to receive the high praise of fleet air force pilots.

Historyhttp://uacrussia.ru/en/aircraft/lineup/military/su-33/#history

Found a mistake on site? Please select it and press Ctrl+Enter.

Report mistake

Information about the mistake is successfully sent. Thank you!

Гражданская авиация
Ил-114-300
Superjet 100
МС-21
CR929
Ил-96-300
Военная авиация
Як-130
Су-35
Су-30MК
МиГ-35
МиГ-29К/КУБ
Як-152
Су-30СМ
Су-34
Су-57
Су-33
Су-32
Транспортная авиация
Ил-112В
МТС
Ил-76МД-90А
Стратегическая и специальная авиация
Ту-160
Ту-95МС
Бе-200
Ту-214
Ту-22М3
наверх

Су-33

Су-33
Разработка: ОКБ Сухого
Первый полет: 1987

Су-33 (Су-27К) - одноместный многоцелевой корабельный самолет-истребитель палубного базирования, горизонтального взлета и посадки, со складыванием крыла и горизонтального оперения для ангарного хранения

Су-33 предназначен для завоевания господства в воздухе над морскими пространствами, обеспечения противовоздушной и противоракетной обороны корабельной группировки, уничтожения любых воздушных, надводных и наземных целей ракетно-бомбовым вооружением, обеспечения боевых действия других видов авиации флота: корабельной, морской ракетоносной, противолодочной, радиолокационного дозора и др.

Су-33 также обеспечивает функции сдерживания до начала боевых действий, поддержания оперативного режима в ближних и дальних морских зонах, не допускающего или сильно затрудняющего агрессию с моря. Тактический радиус действия Су-33 – 1200 км. На удалении 500 километров от своего авианосца, истребитель способен барражировать в заданной зоне, выполняя задачи ПВО и ПРО свыше двух с половиной часов. Применение Су-33 приводит к повышению в 1,5–2 раза ударных возможностей оперативных соединений в первых морских операциях на удалении 1500–2000 километров от своих берегов.

Долгое время на вооружении советских авианосцев были лишь самолеты вертикального взлета и посадки, которые не могли соперничать с самолетами США, стартующими с авианосцев с помощью паровой катапульты. Чтобы преодолеть отставание в этой области, начиная с середины 70-х годов в ОКБ им. П.О. Сухого велись работы по теме корабельного самолета на базе Су-27. Су-27К (корабельный) должен был стать первым отечественным истребителем «тяжёлого» класса, способным осуществлять взлет с палубы корабля и посадку на нее обычным способом, т.е. с разбегом и пробегом.

Разработка Су-27К вступила в активную фазу в 1982 году, когда руководство страны приняло решение о строительстве на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в Николаеве тяжелого авианесущего крейсера (ТАвКр), призванного обеспечить противовоздушную оборону корабельных соединений ВМФ в Мировом океане. В носовой части полетной палубы этого корабля вместо катапульты предусматривалась установка трамплина для обеспечения укороченного взлета самолетов типа Су-27 и МиГ-29. Такое решение требовало экспериментальной проверки. Для отработки авиационно-технических средств обеспечения взлета и посадки палубных самолетов и изучения специфики корабельного базирования самолетов, а также тренировок будущих летчиков палубной авиации, было решено построить в Крыму Научно-исследовательский и учебно-тренировочный комплекс (НИУТК), позднее получивший название «Нитка» (Наземный испытательно-тренировочный комплекс авиационный).

В 1982-83 гг. был проведён первый этап испытаний по взлету с трамплина и наземный этап испытаний по зацеплению за трос аэрофинишера. Ведущим летчиком-испытателем ОКБ по этой программе стал Н.Ф. Садовников. 28 августа 1982 года он первым из летчиков ОКБ выполнил взлет с трамплина. В 1984 году на ещё одном доработанном опытном самолёте началась отработка посадки без выравнивания и взлета с нового варианта трамплина, имевшего больший угол схода. 1 сентября 1984 года В.Г. Пугачев в первый раз выполнил посадку «по корабельному», а 25 сентября того же года Н.Ф. Садовников – первый взлет с нового трамплина.

Принципиальная возможность создания корабельного истребителя была доказана, и 18 апреля 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, в котором КБ Сухого поручалась разработка Су-27К на базе Су-27. Ранее задание на разработку корабельного истребителя на базе МиГ-29 было получено КБ Микояна. Таким образом, между двумя КБ было организовано негласное соревнование «за место на палубе». В ноябре 1984 года прошла защита эскизного проекта, рабочий проект по Су-27К (Т-10К) выполнен в 1985-86 гг. Работы проводились под руководством зам. главного конструктора К.Х. Марбашева.

Два первых опытных Су-27К построили в ОКБ в кооперации с серийным заводом в 1986-87 гг. Первый полет на опытном самолете Т10К-1 17 августа 1987 года выполнил летчик-испытатель ОКБ В.Г. Пугачев, а 22 декабря 1987 года Н.Ф. Садовников в первый раз поднял в воздух второй опытный экземпляр самолета, Т10К-2. 1 ноября 1989 года В.Г. Пугачев впервые в истории отечественной авиации выполнил на Т10К-2 посадку на палубу ТАвКр «Тбилиси» (позднее переименованного в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»).

Серийное производство Су-27К на КнААПО началось в 1989 г., когда на предприятии был выпущен экземпляр самолета для статических испытаний. Первый летный серийный образец корабельного истребителя Т-10К-3 был собран в начале 1990 г. Первый полет серийного Су-27К состоялся 17 февраля 1990 г. (летчик-испытатель И.В. Вотинцев). В течение 1990 г. на КнААПО было выпущено еще шесть машин Су-27К.

Государственные испытания Су-27К завершились в 1994г. К этому времени было построено уже 24 Су-27К, которые были перебазированы на Северный флот по месту приписки ТАвКр «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Первые четыре машины перелетели в Североморск с завода в Комсомольске-на-Амуре в апреле 1993 года и вошли в состав 279 корабельного истребительного авиаполка (КИАП). В период с декабря 1995 г. по март 1996 г. ТАвКр «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» выполнил первый в своей истории длительный океанский поход в Атлантику и Средиземное море.

31 августа 1998 г. Указом Президента РФ самолет Су-27К был официально принят на вооружение Вооруженных Сил Российской Федерации и получил наименование «корабельный самолет-истребитель Су-33».

С середины 80-х в ОКБ разрабатывался двухместный учебно-боевой вариант самолета. Позднее, с начала 90-х, работы велись над новым вариантом «спарки», получившей обозначение Су-27КУБ (10КУБ). Постройка опытного экземпляра самолета осуществлялась в 1995-98 гг. в Комсомольске-на-Амуре, а окончательная сборка – в Москве, для доработок был использован опытный самолет Т10К-4. Первый полет на опытном экземпляре 10КУБ 29 апреля 1999 года выполнил экипаж заводских летчиков-испытателей: В.Г. Пугачев (командир) и С.Н. Мельников (второй пилот). На самолете успешно проведен заводской этап испытаний, кроме этого 10КУБ получил оценку летного состава авиации флота.

История созданияhttp://uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/military/su-33/#history

Нашли опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Информация об опечатке успешно отправлена. Благодарим за помощь!