Гражданская авиация
Ил-114-300
Superjet 100
МС-21
CR929
Ил-96-300
Военная авиация
Як-130
Су-35
Су-30MК
МиГ-35
МиГ-29К/КУБ
Як-152
Су-30СМ
Су-34
Су-57
Су-33
Су-32
Транспортная авиация
Ил-112В
МТС
Ил-76МД-90А
Стратегическая и специальная авиация
Ту-160
Ту-95МС
Бе-200
Ту-214
Ту-22М3
наверх

Су-33

Су-33
Разработка: ОКБ Сухого
Первый полет: 1987

Су-33 (Су-27К) - одноместный многоцелевой корабельный самолет-истребитель палубного базирования, горизонтального взлета и посадки, со складыванием крыла и горизонтального оперения для ангарного хранения

Су-33 предназначен для завоевания господства в воздухе над морскими пространствами, обеспечения противовоздушной и противоракетной обороны корабельной группировки, уничтожения любых воздушных, надводных и наземных целей ракетно-бомбовым вооружением, обеспечения боевых действия других видов авиации флота: корабельной, морской ракетоносной, противолодочной, радиолокационного дозора и др.

Су-33 также обеспечивает функции сдерживания до начала боевых действий, поддержания оперативного режима в ближних и дальних морских зонах, не допускающего или сильно затрудняющего агрессию с моря. Тактический радиус действия Су-33 – 1200 км. На удалении 500 километров от своего авианосца, истребитель способен барражировать в заданной зоне, выполняя задачи ПВО и ПРО свыше двух с половиной часов. Применение Су-33 приводит к повышению в 1,5–2 раза ударных возможностей оперативных соединений в первых морских операциях на удалении 1500–2000 километров от своих берегов.

Долгое время на вооружении советских авианосцев были лишь самолеты вертикального взлета и посадки, которые не могли соперничать с самолетами США, стартующими с авианосцев с помощью паровой катапульты. Чтобы преодолеть отставание в этой области, начиная с середины 70-х годов в ОКБ им. П.О. Сухого велись работы по теме корабельного самолета на базе Су-27. Су-27К (корабельный) должен был стать первым отечественным истребителем «тяжёлого» класса, способным осуществлять взлет с палубы корабля и посадку на нее обычным способом, т.е. с разбегом и пробегом.

Разработка Су-27К вступила в активную фазу в 1982 году, когда руководство страны приняло решение о строительстве на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в Николаеве тяжелого авианесущего крейсера (ТАвКр), призванного обеспечить противовоздушную оборону корабельных соединений ВМФ в Мировом океане. В носовой части полетной палубы этого корабля вместо катапульты предусматривалась установка трамплина для обеспечения укороченного взлета самолетов типа Су-27 и МиГ-29. Такое решение требовало экспериментальной проверки. Для отработки авиационно-технических средств обеспечения взлета и посадки палубных самолетов и изучения специфики корабельного базирования самолетов, а также тренировок будущих летчиков палубной авиации, было решено построить в Крыму Научно-исследовательский и учебно-тренировочный комплекс (НИУТК), позднее получивший название «Нитка» (Наземный испытательно-тренировочный комплекс авиационный).

В 1982-83 гг. был проведён первый этап испытаний по взлету с трамплина и наземный этап испытаний по зацеплению за трос аэрофинишера. Ведущим летчиком-испытателем ОКБ по этой программе стал Н.Ф. Садовников. 28 августа 1982 года он первым из летчиков ОКБ выполнил взлет с трамплина. В 1984 году на ещё одном доработанном опытном самолёте началась отработка посадки без выравнивания и взлета с нового варианта трамплина, имевшего больший угол схода. 1 сентября 1984 года В.Г. Пугачев в первый раз выполнил посадку «по корабельному», а 25 сентября того же года Н.Ф. Садовников – первый взлет с нового трамплина.

Принципиальная возможность создания корабельного истребителя была доказана, и 18 апреля 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, в котором КБ Сухого поручалась разработка Су-27К на базе Су-27. Ранее задание на разработку корабельного истребителя на базе МиГ-29 было получено КБ Микояна. Таким образом, между двумя КБ было организовано негласное соревнование «за место на палубе». В ноябре 1984 года прошла защита эскизного проекта, рабочий проект по Су-27К (Т-10К) выполнен в 1985-86 гг. Работы проводились под руководством зам. главного конструктора К.Х. Марбашева.

Два первых опытных Су-27К построили в ОКБ в кооперации с серийным заводом в 1986-87 гг. Первый полет на опытном самолете Т10К-1 17 августа 1987 года выполнил летчик-испытатель ОКБ В.Г. Пугачев, а 22 декабря 1987 года Н.Ф. Садовников в первый раз поднял в воздух второй опытный экземпляр самолета, Т10К-2. 1 ноября 1989 года В.Г. Пугачев впервые в истории отечественной авиации выполнил на Т10К-2 посадку на палубу ТАвКр «Тбилиси» (позднее переименованного в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»).

Серийное производство Су-27К на КнААПО началось в 1989 г., когда на предприятии был выпущен экземпляр самолета для статических испытаний. Первый летный серийный образец корабельного истребителя Т-10К-3 был собран в начале 1990 г. Первый полет серийного Су-27К состоялся 17 февраля 1990 г. (летчик-испытатель И.В. Вотинцев). В течение 1990 г. на КнААПО было выпущено еще шесть машин Су-27К.

Государственные испытания Су-27К завершились в 1994г. К этому времени было построено уже 24 Су-27К, которые были перебазированы на Северный флот по месту приписки ТАвКр «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Первые четыре машины перелетели в Североморск с завода в Комсомольске-на-Амуре в апреле 1993 года и вошли в состав 279 корабельного истребительного авиаполка (КИАП). В период с декабря 1995 г. по март 1996 г. ТАвКр «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» выполнил первый в своей истории длительный океанский поход в Атлантику и Средиземное море.

31 августа 1998 г. Указом Президента РФ самолет Су-27К был официально принят на вооружение Вооруженных Сил Российской Федерации и получил наименование «корабельный самолет-истребитель Су-33».

С середины 80-х в ОКБ разрабатывался двухместный учебно-боевой вариант самолета. Позднее, с начала 90-х, работы велись над новым вариантом «спарки», получившей обозначение Су-27КУБ (10КУБ). Постройка опытного экземпляра самолета осуществлялась в 1995-98 гг. в Комсомольске-на-Амуре, а окончательная сборка – в Москве, для доработок был использован опытный самолет Т10К-4. Первый полет на опытном экземпляре 10КУБ 29 апреля 1999 года выполнил экипаж заводских летчиков-испытателей: В.Г. Пугачев (командир) и С.Н. Мельников (второй пилот). На самолете успешно проведен заводской этап испытаний, кроме этого 10КУБ получил оценку летного состава авиации флота.

История созданияhttp://uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/military/su-33/#history

Нашли опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Информация об опечатке успешно отправлена. Благодарим за помощь!