Гражданская авиация

Великая Отечественная война стала настоящим испытанием для каждого советского гражданина. Патриотизм, профессионализм и мужество были не просто словами, а нормой жизни. Именно с таким настроем работал коллектив ОКБ Ильюшина и сам авиаконструктор.
К началу войны в активе ОКБ Ильюшина имелись серийный дальний бомбардировщик ДБ-3 и его модификация ДБ-3Ф (с 1942 года официально называется Ил-4), одноместный штурмовик Ил-2. Несмотря на это, в ОКБ велась постоянная напряженная работа по усовершенствованию характеристик машин, снижению трудоемкости их изготовления, поддержанию ресурса самолетов.
Успешная деятельность опытно-конструкторского бюро во многом определялась талантом его руководителя, высокой квалификацией, преданностью авиации и своему делу каждого сотрудника. Недаром ильюшинский бронированный штурмовик Ил-2 стал одним из символов Великой Победы, «летающим танком» и «черной смертью» для фашистских захватчиков.
Сергей Владимирович вспоминал: «Не сразу я приступил к проектированию штурмовика, готовился примерно три года. До деталей проанализировал уже сделанные машины. Пришел к убеждению: главное – наилучше сочетать вес, броню, оружие и скорость».
Именно Ил-2 стал основной ударной силой фронтовой авиации советских ВВС и самым массовым боевым самолетом в истории. Штурмовик сочетал в себе хорошие аэродинамические качества и управляемость, рациональную схему бронирования жизненно важных частей машины и вооружение.
Высоко ценил деятельность ОКБ и Верховный главнокомандующий И. В. Сталин. «Самолеты Ил-2 нужны Красной Армии как воздух, как хлеб…» – отмечал он в известной телеграмме директорам авиазаводов.
Учитывая боевой опыт применения Ил-2, ильюшинцы создали новый скоростной и маневренный штурмовик Ил-10 с оптимальным сочетанием мощного наступательного и оборонительного вооружения. Такая компоновка позволяла не только эффективно выполнять разнообразные боевые задачи по уничтожению наземных целей, но и вести воздушный бой с истребителями противника. Новый самолет успешно применялся на последнем этапе Великой Отечественной и в войне с милитаристской Японией.
Созданный в ОКБ Ильюшина самолет Ил-4 стал основным дальним бомбардировщиком советских ВВС. Он участвовал во всех важнейших операциях на советско-германском фронте, в налетах на военные и промышленные центры рейха и его союзников.
В августе 1941 года ильюшинские ДБ-3Т нанесли первый удар по столице фашистской Германии – Берлину. Это был ответ на массированные воздушные налеты на Москву.
На протяжении всей войны дальние бомбардировщики Ил-4 наносили удары по стратегическим объектам Германии и Румынии. Полеты продолжались по 12 часов, и пилоты работали на пределе человеческих сил. В феврале 1943 года С. В. Ильюшин писал: «Для того, чтобы темной ночью улетать в тыл врага на 1500 км, нужно очень сильно верить в надежность материальной части: самолет и мотор». Ил-4 такую веру заслужил.
С началом войны конструкторский коллектив во главе с Сергеем Ильюшиным постоянно вел работы, способствующие наращиванию выпуска Ил-2 и Ил-4, упрощению технологии их производства. За годы боевых действий было построено более 36 000 экземпляров Ил-2, а также около 6500 бомбардировщиков ДБ-3 и Ил-4.
Труд коллектива был дважды отмечен высокими государственными наградами. В 1942 году – орденом Ленина «За создание высококачественных новых типов боевых самолетов», а в 1944-м – орденом Боевого Красного Знамени «За выдающиеся заслуги по созданию во время Великой Отечественной войны образцов самолетов штурмовой авиации». Таким образом карандаш конструктора был приравнен к штыку солдата.
Несмотря на продолжающиеся военные действия, коллектив «энтузиастов единомышленников», помогая фронту и приближая разгром гитлеровской Германии, думал о мирном будущем. В 1943 году Ильюшин по своей инициативе создает в ОКБ новое направление – пассажирские самолеты, и конструкторы приступают к работе над Ил-12,первым отечественным воздушным судном для массовых пассажирских перевозок.
Сергею Владимировичу Ильюшину удалось создать свою школу авиационных специалистов, которые, проектируя уникальные машины, порой не покидая рабочих мест сутками, внесли значительный вклад в Победу советского народа над врагом.
За каждым ильюшинским самолетом стоит непростая судьба их талантливых создателей, чьи стойкость и самоотверженный труд в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны достойны самой высокой оценки.