Гражданская авиация

Опытно-конструкторское бюро им. А.И. Микояна АО «РСК «МиГ» ведёт свою историю с 8 декабря 1939 г., когда приказом по заводу № 1 им. Авиахима был организован Особый конструкторский отдел (ОКО), который подчинялся непосредственно директору завода П.А. Воронину. Начальником ОКО назначили А.И. Микояна, а его заместителем стал М.И. Гуревич.
В задачу нового подразделения входило продолжение работ по скоростному истребителю И-200, которому впоследствии было присвоено название МиГ-1. Работы по проектированию, а затем и запуск в серию были проведены в сжатые сроки. От начала разработки до передачи первых серийных истребителей в войска прошёл всего один год. 29 октября 1940 г. лётчик-испытатель А.Н. Екатов поднял в воздух улучшенный истребитель И-200, названный впоследствии МиГ-3.
Всего в 1940–1942 гг. было построено 100 самолетов МиГ-1 и 3172 самолета МиГ-3.
В 1941 г. в сутки выпускалось до 25 МиГ-3. К началу Великой Отечественной войны «МиГи» стали самым массовым типом истребителей нового поколения в составе советских ВВС: их доля достигала 89,9%. Уже в первые часы войны они вступили в воздушные бои с немецко-фашистской авиацией.
Истребители МиГ-3 составляли основу самолетного парка 6-го авиационного корпуса ПВО, защищавшего небо Москвы.
С началом массовых налётов немецкой авиации на Москву в октябре 1941 года авиационный завод № 1 им. Сталина за десять дней был эвакуирован в г. Куйбышев на площадку строящегося авиационного завода № 122. Здесь оба предприятия объединили в единый завод № 1 им. Сталина, коллектив ОКО работал до весны 1942 г. Основной задачей коллектива ОКО в эвакуации было содействие в налаживании серийного производства МиГ-3 на новой территории.
Однако в конце декабря 1941 он был прекращен. Пережившая потери и эвакуацию, моторостроительная промышленность не могла дать достаточное количество необходимых для МиГ-3 моторов.
После разгрома немецких войск под Москвой в столице началось восстановление авиационного производства. В соответствии с постановлением ГКО № 1436 от 13 марта 1942 г. последовавшим 16 марта приказом НКАП № 207 в Москве был организован опытный завод № 155 конструкторского бюро А.И. Микояна и М.И. Гуревича (ОКБ-155). Для этого выделили территорию завода № 480, который находился на Ленинградском шоссе в районе станции метро Сокол. Все его сооружения, оборудование и кадры передали для организации нового предприятия, которое начало свою работу в мае. Директором и главным конструктором завода № 155 был назначен А.И. Микоян. Производство в г. Куйбышеве также продолжило свою работу, став также известным на весь мир предприятием АО «РКЦ-Прогресс».
Истребители МиГ-3 сыграли заметную роль в воздушных боях, особенно в начальном периоде войны. Полки, вооруженные «мигами», стали одними из первых гвардейских частей ВВС КА. В годы войны 27 лётчикам, воевавшим на самолётах МиГ-3, было присвоено звание Героя Советского Союза. На МиГ-3 открыл свой счёт побед прославленный лётчик А.И. Покрышкин, ставший в дальнейшем трижды Героем Советского Союза.
Особая роль принадлежит самолётам МиГ-3 защищавшим небо Москвы и Ленинграда в составе авиации ПВО, так как истребительная авиация являлась главным средством борьбы с воздушным противником. Всего за годы войны истребительные авиаполки ПВО в воздушных боях сбили 3930 самолётов противника, в том числе 710 самолётов сбили лётчики, воевавшие на МиГ-3, что составляет 18% от общего числа потерь противника от действий авиации ПВО. Это наибольший процент среди истребителей, состоявших на вооружении авиационных частей ПВО.