Гражданская авиация

Вклад комсомольских авиастроителей в Победу
Значительный вклад в общую Победу внесли воины-дальневосточники, в их числе - работники авиационного завода Комсомольска-на-Амуре. В годы войны на фронт ушли 3243 заводчан, 278 из них не вернулись с полей сражений. Не менее весомый вклад в Победу внесли и труженики тыла, ковавшие Победу в цехах, у станков.
22 июня 1941 года в размеренную жизнь Комсомольска-на-Амуре ворвалось страшное слово «война».
«Я хорошо помню последний день мира, - писал ветеран завода Николай Георгиевич Федосеев. - На небе ни облачка. Солнце щедро отдавало свои лучи нашей планете. Рабочие завода семьями проводили воскресный отдых у воды, купались, загорали, ловили рыбу, набирались сил.
Многолюдно было в этот день, 22 июня 1941 года. Но в 12 часов кто-то произнес слово: «Война». Лица стали серьезными, прекратилось веселье. Изменилось всё, даже походка людей: она сделалась быстрой, деловитой. Берег опустел…».
Лозунг «Все для фронта, все для победы!» - стал законом жизни для всех жителей СССР, в том числе и для комсомольских авиастроителей, которые к нему добавили свои: «Станок – мое оружие, за станком, как в бою», «Фронт проходит у моего станка». На состоявшихся в цехах и подразделениях завода митингах авиастроители приняли решение считать себя мобилизованными до разгрома врага и единодушно дали обязательство работать по-фронтовому, не уходить из цеха, не выполнив сменного задания.
С самого начала завод задумывался как оборонный, предназначенный для выпуска боевых самолетов. Выпускаемые с 1936 года самолет Р-6 (Ант-7) во время войны служили перевозчиками вплоть до 1944 года. Налаженное с 1938 года производство самолета ДБ-3, в условиях военного времени потребовало нового подхода. На заводе была осуществлена коренная перестройка работы, захватившая все стороны деятельности коллектива. Руководство завода в кратчайшие сроки разработало и внедрило ряд мероприятий. Был введен двухсменный график работы, 12-ти часовой рабочий день без выходных, принят суточный график сдачи самолетов по боевой готовности. Для обеспечения этого графика был внедрен поточно-стендовый метод сборки в агрегатно-сборочных цехах и в цехе окончательной сборки, налажена сборка боевых машин на конвейерной линии, созданы поточные линии внестапельной сборки консолей крыла, мотоотсеков, фюзеляжа с перемещением на специальных тележках.
Заботы трудового фронта легли на плечи женщин, подростков и стариков, заменивших у станков мужчин, ушедших на войну. Дети, несмотря на тяжелые условия, работали наравне со взрослыми. Продукции для фронта требовалось много, поэтому работать приходилось по 12 - 18 часов в день. Порой люди работали по трое суток, не покидая завода, ночевали прямо на полу в цехах.
Питание было скудным – суточный паек хлеба составлял 800 граммов для рабочих, 600 - для служащих, 300 – для детей. А тут еще погодные условия были исключительно суровыми. В первую военную зиму 1941 - 1942 гг. морозы доходили до -510С. От холода земля потрескалась, трещины достигали ширины до 15 сантиметров. Авиастроители обмораживали руки и ноги. Казалось, сама природа испытывает людей на прочность.
Но ни в счет были ни голод, ни холод, ни жара!
«Было холодно и голодно, - вспоминает те годы Мария Алексеевна Светова (Танюшина), – Спали по 2 часа в сутки прямо в цехе на стеллажах, но не падали духом, выбирали время пошутить и посмеяться, и работали столько, сколько требовалось для выполнения трудового задания».
Немного отдохнув, люди снова принимались за дело. Они осваивали рабочие профессии, овладевали несколькими специальностями и учились работать на различных станках. Через заводскую газету группа женщин — Ожерельева, Кузьмина, Забелина, Ковалева - обратилась к заводчанам с призывом овладеть вторыми профессиями. Начальник ПРБ Будяк, экономисты Савина, Калинина, бухгалтер Радионова, плановик Гуляева, секретарь Никитина овладели специальностью токаря, учетчица Ильина встала на разметку.
В 1942 году газета «Вперед» в статье «Женщины в цехе» рассказала о женщинах и девушках, которые пришли на производство во время войны. Жену фронтовика Нину Татаринову выдвинули на должность мастера в отстающую группу, где работали мужчины и подростки. «Всё своё внимание она сосредоточила на подготовке работы. Каждый рабочий её группы сегодня уже знает, что он будет делать завтра, заранее подбирает инструмент и детали, и это значительно увеличивает производительность труда. Группа Татариновой первая в июне закончила месячную норму, заняв первое место в цехе».
С первых месяцев военного периода вошло в практику создание «фронтовых бригад». Все категории работающих были охвачены разными формами соревнования. Приняло массовый характер лунинское движение за сохранение оборудования и удлинение межремонтного цикла. Лучшие лунинцы И.П. Пастух, Колачева, Л.Е. Рыжакова и другие призвали станочников «беречь свой станок, как воины Красной армии берегут винтовку или пулемет».
Повседневная борьба за повышение производительности труда стала важнейшим фактором обеспечения успешной работы. Ширилось стахановское движение, появились движения двухсотников, трехсотников и даже тысячников. Слесарь-стахановец И.Е. Никитин выступил инициатором снижения норм времени на деталях, которые он обрабатывал. Его примеру последовали многие другие.
Первыми многостаночниками стали фрезеровщики Савицкий и А.П. Кочур, токари А.П. Денисов, Н.Ф. Рыбаков и Д.А. Еременко.
О героическом труде передовиков производства неоднократно сообщало Совинформ-бюро в передачах московского радио.
Город находился в глубоком тылу и к концу 1941 года завод стал испытывать острый недостаток в материально-техническом обеспечении производства из-за прекращения поставок от предприятий, оказавшихся на оккупированных территориях.
Это заставило коллектив авиастроителей решать многие задачи собственными силами. Наряду с модернизацией устаревших станков, сокращением сроков ремонта, переналадок, увеличением партий запуска была поставлена задача изготовления недостающего оборудования. Фронтовую бригаду, взявшую на себя решение этой проблемы, возглавил главный механик Г.П. Люляев. Первая партия станков собственного производства была готова к 1 января 1942 года.
В предельно сжатые сроки было изготовлено свыше 100 единиц оборудования, в том числе токарно-винторезные станки типа Т-26М, токарные полуавтоматы, кривошипные прессы усилием 25 и 36 тонн, гаечные автоматы, волочильные станки, винтовые прессы и другое оборудование. Было освоено кокильное литье сложных отливок. Уже в третьем квартале 1941 года завод сумел обеспечить выполнение увеличенного плана выпуска самолетов и наладить их сдачу по суточному графику, утвержденному министром.
Напряженный темп работы обеспечил фронт в 1941 году 385 самолетами. Согласно отчету директора о работе за 1941 год в первом полугодии завод выпустил 82, а во втором уже 303 боевых самолета.
Но темпы поставки боевых машин необходимо было наращивать: план 1942 года превышал предыдущий на 67 %.
Острейшей проблемой являлась нехватка производственных площадей. Эту задачу специалисты завода решили постройкой антресолей в виде двух пролетов длиной 55 и 65 м. Конструкция антресолей выдерживала нагрузку 400 кг/м2. Отдельные производственные участки размещали в складских помещениях. Были достроены отдельные корпусы из переданных помещений завода № 130. В механических и слесарно-сварочных цехах внедрялись поточные линии обработки наиболее трудоемких деталей. Созданный цех по изготовлению шасси полностью освоил этот сложный объем, и завод перестал зависеть от поставок шасси с западных заводов.
В первый же год войны развернулось движение за экономию материалов и топлива. Резцы и другой мелкий инструмент изготавливали из отходов. Дефицитные материалы заменяли на более доступные. Вместо жаропрочной стали ЭЯ1Т для выхлопных коллекторов стали использовать алитированную углеродистую сталь 20. Сотни тонн стратегически ценного свинца, идущего на изготовление штампов, удалось сберечь за счет внедрения штампов из термопластической композиции, что было признано изобретением (авторы К.Н. Классиди и В.Н. Барсуков).
Освоено изготовление амортизаторов типа «лорд» под установку приборов из переработанных отходов резины.
Острая нехватка дюралюминия привела к необходимости изготовления некоторых узлов самолета из дерева. С осени 1941 года на серийные самолеты стали устанавливать деревянные носовую часть фюзеляжа (кабину штурмана), пол кабины пилота и хвостовой обтекатель.
Опыт боевого применения ДБ-3 и ДБ-3Ф в начальный период войны выявил необходимость улучшения некоторых боевых и летных качеств самолетов. Потребовалось ввести четвертого члена экипажа — стрелка для обслуживания нижней люковой установки, верхнюю турель МВ-3 с пулеметом ШКАС калибра 7,62 мм заменили усовершенствованной турелью УТК-1 с пулеметом УБТ калибра 12,7 мм. Рабочие места стрелков защитили броней. К внешним бомбодержателям подвесили два топливных бака общей вместимостью 525 кг.
Благодаря совершенствованию летно-тактических и конструктивно-технологических характеристик область боевого применения самолетов была чрезвычайно широкой - в качестве дальнего разведчика, торпедоносца, минного заградителя, средства десантирования людей и грузов. В тот период модернизированный бомбардировщик получил новое имя - Ил-4.
На протяжении всего военного периода продолжалось совершенствование технологий и организации производства.
Несмотря на сложную обстановку с материально-техническим снабжением, обеспечением кадрами, завод перевыполнял производственные задания. Во Всесоюзном соревновании заслуги коллектива отмечены 22 раза.
Обеспечивая успешное выполнение государственных заданий по выпуску боевых самолетов, завод в годы Великой Отечественной войны непрерывно развивал мощности. За период с 1 января 1941-го по 1 января 1945 года мощности завода выросли по производственным площадям в 2,6 раза, по оборудованию — в 1,9 раза. Объем производства за этот период увеличился в 2,6 раза, причем численность производственных рабочих в 1945 году была на уровне 1941 года. Авиастроители, по-боевому трудившиеся в цехах, строили по два-три самолета в сутки. Вновь построенные боевые машины отправлялись на фронт.
Ветеран завода Алексей Павлович Козелков рассказывал: «Напряжение в работе возрастало от месяца к месяцу. Уставшие люди тут же, у рабочего места принимали пищу, отсыпались». Сборщик-клепальщик Михаил Лаврентьевич Трифонов вспоминал: «Напряженная ежедневная клепка выматывала все силы. Вздремнешь 2-3 часа и снова за клёпку. Порою испытываешь ощущение, что стреляешь по фашистам из пневмомолотка»…
Всего за годы войны благодаря массовому трудовому героизму на заводе было построено 2757 дальних бомбардировщиков, почти половина от общего количества самолетов, выпущенных на предприятиях страны:
• 1941 год ДБ-3Б - 25 шт., ДБ-3Ф 360 шт.
• 1942 год Ил-4 - 637 шт.
• 1943 год Ил-4 - 658 шт.
• 1944 год Ил-4 - 597 шт.
• 1945 год Ил-4 - 480 шт.
До конца войны Ил-4 (ДБ-3Ф) действовали на всех фронтах. Уже в первые дни Отечественной войны его целями стали наступающие колонны врага. Он стал настоящим самолетом-солдатом. Ему был присвоен титул «легендарный бомбардировщик». Последние боевые вылеты Ил-4 выполнил на Дальнем Востоке в период войны с Японией.
Преодолевая величайшие трудности военных лет - непрерывные увеличения мощностей производства, освоение новых технологических процессов, нарушение поставок материалов и комплектующих, неустроенный быт и ответственность за срыв планов, не щадя сил заводчане делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом, совершив настоящий трудовой подвиг.
Самоотверженный труд коллектива завода был по достоинству оценен правительством. 18 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов, авиационный завод первым на Дальнем Востоке был награжден Орденом Ленина, что считалось высшей государственной наградой того времени. Одновременно были награждены особо отличившиеся работники завода – всего 111 человек, в том числе орденом Ленина – 5 человек, орденом Трудового Красного знамени – 14, орденом Красной звезды – 13, орденом «Знак почета» - 22, медалью «За трудовое отличие» - 27 человек. Орденом Ленина были награждены токарь А.П. Денисов, главный инженер П.П. Ковалевский, парторг В.Т. Романов, начальник конструкторского отдела А.М. Вульман и директор завода Д.А. Тимофеев. Именно ему пришлось решать непростые производственные вопросы в период военного времени. Дмитрий Александрович Тимофеев был директором завода с 01.07.1940 по 23.08.1944 годы. 7 февраля 1945 года, при перелете в Польшу для изучения захваченной немецкой техники погиб в авиационной катастрофе.
Его приемником стал Михаил Григорьевич Медков.
Наряду с выполнением правительственных заданий руководство завода уделяло большое внимание условиям проживания рабочих и служащих, строительству жилья и учреждений (были построены поликлиника, детский сад, баня), выпуску товаров народного потребления. Увеличилось подсобное хозяйство (было организовано пчеловодческое хозяйство и рыболовецкие бригады). В 1942 году организовано производство спецодежды: халатов, рукавиц, резиновых сапог, различной посуды. Из отходов кожи и фетра изготавливалась зимняя обувь. Одновременно оказывалась помощь сельскому хозяйству края. Изготавливались запасные части к тракторам и комбайнам.
Помощь армии
В сентябре 1941 года в цехах и отделах был начат сбор теплых вещей для воинов действующей армии. На склад завода поступило более 4 тысяч вещей: полушубки, валенки, ватные брюки и фуфайки, шапки, свитера, комплекты теплого нательного белья, рукавицы.
Самоотверженность авиастроителей проявлялась и в развернувшемся движении по сбору личных средств и сбережений в Фонд обороны. На митингах трудящиеся завода постановили ежемесячно отчислять в фонд однодневный и двухдневный заработок. Многие вносили наличные деньги или перечисляли из своих сбережений. Было собрано 1203700 рублей на постройку самолетов.
15 ноября 1941 года комсомольцы завода проявили новую инициативу, начав сбор средств на постройку звена бомбардировщиков «Дальневосточный комсомолец». На собраниях решили отчислить от своего ноябрьского заработка от 10 до 15 процентов. Многие вносили наличными - от 500 до 3 000 рублей. Почин был подхвачен жителями всего Дальнего Востока. Завод на средства, собранные населением, построил самолеты сверх плана: «Амурский комсомол», «Комсомол Приморья», «Хабаровский чекист», «Комсомолец Приамурья», «Трудовые резервы», «Хабаровский пионер», «Хабаровский Комсомол», «Комсомол Молдавии», «Дальневосточный чекист» - названия были написаны на бортах самолетов.
В феврале 1943 г. коллектив завода собрал 2,5 млн. рублей на строительство боевых самолетов.
«9 мая радио принесло радостную весть – гитлеровская Германия безоговорочно капитулировала. Эта весть с быстротой молнии облетела все цеха и отделы завода, - писала в майские победные дни заводская газета «Вперед» – Многочисленный коллектив охватила беспредельная радость. Люди смеялись, плакали от радости, обнимались и целовались, как близкие родные после долго разлуки. Стихийно возникали митинги. В проходной завода работник парткома снял ленточку, обозначавшую на карте линию фронта. Около карты сразу собралась огромная толпа. Рабочие поздравляли друг друга с победой».
В память о подвиге заводчан на полях Великой Отечественной и трудовом героизме авиастроителей в тылу, в день 40-летия Великой Победы 8 мая 1985 года на территории завода был открыт мемориал, на котором начертаны слова:
В жарких сражениях павшим,
Крылья победы ковавшим,
Павшим и ныне живущим,
Мир на земле стерегущим,
Вечная память и слава!