Гражданская авиация

Начало Великой Отечественной войны. В цехах Воронежского авиазавода завода №18 – митинги. Ради защиты Отечества люди клянутся работать с утроенной силой. В конце июня 1941 года на завод звонит И.В. Сталин. Требует в кратчайшие сроки подготовить 250 самолетов Ил-2. В июле на фронт отправлено более 300 штурмовиков. 23 августа 1941 года за успехи в вооружении Красной Армии боевыми самолетами предприятие награждено орденом Ленина. Ордена Ленина удостоен директор завода М.Б. Шенкман, награждены сто воронежских самолетостроителей.
Август 1941 года. Идет формирование Воронежского добровольческого полка. Его второй батальон (более 600 человек) сформирован из рабочих авиазавода.
20 сентября 1941 года завод подвергается первому нападению вражеской авиации. На территорию сброшено 17 бомб. Ни одна не взорвалась! Но оборудование повреждено, есть человеческие жертвы. Завод продолжает выпускать Ил-2. Налеты фашистов учащаются. Предприятию наносится урон, гибнут люди. Необходимость эвакуации становится очевидной.
Октябрь 1941 года. В Куйбышев приходят первые эшелоны с оборудованием из Воронежа. Сумели вывезти не только самолеты, агрегаты воздушных машин, станки, но и в спешке забытое кем-то оборудование хлебозавода. Все это пригодилось на новом месте, оказавшемся гигантской стройкой, раскинувшейся на пустыре в стороне от железной дороги. Стены заготовительных цехов, компрессорной, кузницы только возводились. Огромный агрегатный корпус и корпус главной сборки самолетов стояли без крыши. В Куйбышеве, на Безымянке, в недостроенных цехах, в холоде морозной зимы 41-го сумели сделать невозможное – восстановить производство невиданными темпами. За двадцать пять суток смонтировали пресс «Бердсборо» усилием 5 тыс. тонн, на отладку которого в свое время было затрачено полгода!
10 декабря 1941 года в воздух поднялся первый штурмовик, собранный на новом месте. Привезенных из Воронежа узлов и агрегатов хватило лишь на сборку нескольких штурмовиков. Запас деталей создавался в невероятно трудных условиях. Крепчали лютые морозы, масло в станках застывало, порой лопались станины. Вопреки инструкциям, во многих цехах люди разжигали костры, ограждая их железными листами. Кое-как обогревшись, рабочие вновь с невиданным упорством собирали каркасы штурмовиков, продолжали клеить, варить, лить, стыковать узлы. Полет «первенца» оказал на работников предприятия мобилизующее воздействие. Люди воочию убедились, что их труд в глубоком тылу, на необжитой земле, уже дает плоды.
Спустя две недели, 23 декабря, на завод приходит правительственная телеграмма:
«Директору завода №18 Шенкману, директору завода №1 Третьякову. Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь, как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, а Третьяков дает МиГГ-3 под одной, по две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Если 18 завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю последний раз. Сталин».
На стыке ночной и дневной смен на заводе прошли митинги и были намечены конкретные планы по увеличению выпуска самолетов. 24 декабря в Москву с завода была отправлена телеграмма:
«Москва. Кремль. Сталину.
Вашу справедливую суровую оценку нашей плохой работы довели до всего коллектива. Во исполнение Вашего телеграфного указания сообщаем, завод достигнет в конце декабря ежедневного выпуска трех машин, 19 января по 6 машин, 26 января 7 машин.
Основной причиной отставания завода по развороту выпуска самолетов является размещение на недостроенной части завода. В настоящее время не достроено: корпус агрегатных цехов, кузница, корпус заготовительно-штамповочный, компрессорная. Отсутствуют тепло, воздух, кислород, достаточное количество жилья для рабочих.
Просим вашей помощи по ускорению окончания строительства и ускорению снабжения завода готовыми изделиями, материалами.
Просим также обязать соответствующие организации о мобилизации для нас недостающих рабочих и об улучшении питания рабочих. Коллектив завода обязуется позорное отставание немедленно ликвидировать. Шенкман».
Директор и коллектив завода №18 сдержали слово. 29 декабря 1941 года в столицу ушел литерный эшелон с 29-штурмовиками Ил-2. В Москву они прибыл через двое суток. Еще восемь суток заняла операция сборки, облета и сдали самолетов летчикам 299-го штурмового авиационного полка. В феврале следующего, 42-го года, заводы №18 и №1 выпустили 223 воздушные машины, начав свой счет врагов и отсчет дней до Победы.
Свыше 36 тысяч штурмовиков дали фронту самолетостроители, половина из них собрана руками воронежцев. 880 летчиков, летавших на самом массовом самолете Великой Отечественной войны, Ил-2, стали Героями Советского Союза, 27 удостоены этого звания дважды.