Гражданская авиация

Ночной бомбардировщик
Герой Советского Союза, боевой летчик Марк Трофимович Лановенко за свои боевые заслуги получил прозвище «ночной ас». Он работал шахтером, воевал на передовой, долго трудился на ОАО «Ил». А за скупыми строчками биографии скрывается неординарная жизнь командира воздушного судна.
И какая жизнь..!
Родился Марк Трофимович 30 марта 1912 года на Украине в семье крестьянина-бедняка. Трудное, голодное детство. Вернувшись, домой с фронта первой мировой войны, его отец вскоре умер от чахотки. После его смерти 10 летний Марк ушел из дома на заработки, чтобы помочь матери прокормить 6-х младших братьев и сестер. В 17 лет стал шахтером, работал на шахте №1 г. Честякове Донецкой области. Прошло немного времени и по Домбасу пошла слава о молодом бригадире Марке Лановенко.
Короткие газетные строчки говорили о многом: «Комсомольская бригада М.Т. Лановенко выполнила задание на 150 процентов!», «Бригада Лановенко выдала на-гора сотни тонн угля сверх плана!». Поднявшись однажды из забоя, Марк был встречен сотнями людей с цветами, музыкой, поздравлениями. В тот день молодой шахтер побил рекорд по добыче угля по всему району.
Пришло время, и его призвали выполнить свой воинский долг перед Родиной. Крепко сбитый шахтер был направлен в Ворошиловоградскую летную школу, которую окончил с отличием в 1936 году.
Первая встреча Марка Лановенко со столицей состоялась на московском аэродроме в декабре 1939 года. Тогда из Ростова в Москву привел свой отряд тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 его товарищ по летной школе, капитан Николай Гастелло. По дороге в Москву правофланговый самолет в отряде вел старший лейтенант Марк Лановенко. На этом же аэродроме его и застала Великая Отечественная Война.
На пятый день войны, 26 июня 1941 года, капитан Николай Гастелло погиб. Ценою своей жизни он уничтожил сотни фашистов и единиц техники. На взлетном поле старший лейтенант Лановенко дал перед товарищами клятву отомстить за гибель своего друга и командира. И он сдержал свое слово.
Спецзадание
На войне нет легких профессий, но одна из труднейших - профессия ночного летчика, бомбардировщика.
Командиру корабля приходилось вести «воздушный авианосец», начиненный бомбовым грузом, в глубокий тыл врага, как правило, ночью, не рассчитывая на поддержку ни с земли, ни с воздуха. Противостоять приходилось прожекторам, зениткам и главным врагам - истребителями противника. Итак, ночь за ночью, в любую погоду.
Выполнять столь трудную и ответственную работу могли только летчики, обладающие большими знаниями, мастерством и мужеством. Марк Трофимович Лановенко был одним из них.
Однажды, разведке стало известно, что под Смоленском в ноябре 1941 года намечается совещание высших фашистских военных чинов (группы армии «Центр»), на котором будет присутствовать Гитлер. После выступления фюрер намеревался вручить награды Вермахта своим подчиненным. Местные партизаны не только подтвердили данные разведки, но и сообщили место, дату и время проведения совещания.
Перед командиром отряда ночных бомбардировщиков старшим лейтенантом Лановенко была поставлена задача – уничтожить место сбора фашистов.
Нагруженная бомбами «под завязку» боевая машина отправилась на Смоленск. Чтобы дезориентировать врага, командир экипажа пересек линию фронта в отличном от основного маршрута месте и поменял направления полета самолета, все ближе приближаясь к цели.
«Попали под обледенение. Справились. За бортом ночь, словно вязкая сажа. Никаких ориентиров. Ни огонька. Надежда командира на штурмана и приборы. Хотя бы один слабый отблеск на земле тоже был бы кстати. Время! По расчетам, ставка Гитлера должна быть под самолетом. Сброшена осветительная бомба. Резкий свет прожекторов, гром зенитных орудий, кольцо разрывов вокруг машины - лучшее подтверждение того, что цель обнаружена и крайне важна. Не стали бы фашисты защищать столь активно ничем не примечательную территорию.
Все ослепительнее свет прожекторов, все теснее разрыв зенитных снарядов. Самолет вздрагивает от бьющих по нему осколков. Командир и члены экипажа не обращают на это внимания. Перед ними одна забота – цель! Дымящийся бомбардировщик идет наверняка. Взрыв части запаса бомб, сброшенных штурманом, потряс воздух. Взлетели ввысь наземные исковерканные постройки. Еще дважды командир делал заход над целью, пока не был использован весь бомбовой запас, а от цели остался огромный пылающий костер.»
Таким образом, цель была уничтожена. Советские летчики благополучно вернулись со спецзадания, приземлившись на Монинском аэродроме. Механики обнаружили на бомбардировщике около 500 пробоин, и это не считая пришедшего в негодность винта одного из двигателей и элерона.
Исторически было подтверждено, что Гитлер именно в это время находился в ставке группы армии «ЦЕНТР» под Смоленском. Известно, что во время его второго посещения ставки под Смоленском в марте 1943 года, в самолет, на котором он возвращался в Берлин, была подложена бомба. Возможно, война могла бы окончиться раньше, однако на бомбе не сработал взрыватель.
Новое задание
«Короткий отдых и снова в небо. Снова ответственное задание. Снова ночью. Снова в глубокий тыл врага».
Не зря за летчиком Лановенко установилась в полку слава, как за асом ночных полетов. В этот раз его экипаж участвовал в бомбежке железнодорожного узла города Вязьмы, на котором были сосредоточены немецкие эшелоны с живой силой и техникой. Тогда немцы готовились к крупному наступлению.
«Погода не летная. Идет липкий снег. Низкие облака и ночь непроницаемой пеленой накрыли землю. Линия фронта встретила бомбардировщики прожекторами и зенитками. Ушли. Земля предательски молчит. По расчетам добрались до цели. Фрицы наверняка слышат самолеты, но молчат, надеясь на то, что обнаружить станцию в подобных условиях с воздуха не возможно. Не хотят себя выдавать. Нужно заставить их "заговорить" чтобы бить наверняка.
Сброшены осветительные бомбы. Прожекторы вонзились в небо! Грянули зенитки! Смертельный, многотонный груз пошел вниз. Огненный смерч взметнулся над железнодорожным узлом, оставив после себя перемолотые постройки, рельсы и все что стояло на них».
Бомбардировка железнодорожного узла досталась экипажу Лановенко дорогой ценой. Машина была пробита в нескольких местах зенитными снарядами. Два двигателя на левом крыле вышли из строя, и тяжелый бомбардировщик в какой-то момент начал терять высоту. Чтобы сохранить управляемость самолета, командир создал крен в 30 градусов, что привело к еще большей потере высоты. Самолет был в 500 метрах от земли, когда заработал один из двигателей на левом крыле. Это помощник бортового механика, лейтенант Чуриков, прополз к перебитому бензопроводу и руками зажал пробоину, благодаря чему бензин начал поступать в двигатель. Экипажу удалось добраться до своего аэродрома невредимыми.
За отличное выполнение задания члены экипажа были отмечены боевыми наградами. Командир самолета, старший лейтенант Лановенко был удостоен орденом Ленина.
Фронтовая «Молния» рассказывала: «Товарищ Лановенко Марк Трофимович - лучший летчик. Беспощадно громит немецких оккупантов. Имеет 190 боевых вылетов ночью, часть из них в глубокий тыл врага по выброске десантов. В боевой обстановке смел, решителен, бесстрашен. Горя ненавистью и желанием в быстром разгроме врага, тов. Лановенко Марк Трофимович внес 3100 рублей на постройку самолета «Гвардеец». За отвагу, доблесть, мужество по разгрому немецких оккупантов гвардии капитан тов. Лановенко Марк Трофимович награжден орденом Ленина, орденом Красного знамени и медалью «За боевые заслуги». Честь и наша слава гвардейцу Лановенко М.Т. Товарищи летчики и штурманы, летайте и бомбите также беспощадно врага как тов. Лановенко М.Т.».
И снова в бой
В октябре 1944 года командование выделило лучших советских летчиков для срочной помощи Национальному восстанию в Словакии. Ответственным за выполнение операции назначили майора Лановенко.
Задание было чрезвычайно важным и сложным: необходимо было в короткий срок перебросить на территорию, занятую фашистами, 2-ю Чехословацкую десантную бригаду из корпуса генерала Л. Свободы. Аэродромов для высадки десанта не было. Приземлять самолеты предполагалось, соблюдая секретность, в Карпатах, среди скал.
Настала первая ночь вылета. Погода была отвратительная, не летная. Партизаны должны были встретить первый десант именно в эту ночь.
Ведомый опытной рукой летчика самолет в назначенное время вышел к вершине горы Высокие Татры, у подножья которой партизаны должны были выложить сигнальные костры. Внизу простирались сплошные облака. Лановенко, маневрируя среди горных вершин, постепенно снизил многотонную машину. «Высота:2300.1000,500! Показалась обозначенная расщелина. Костров нет!»
Экипажу пришлось вернуться на базу, и только на третью ночь тяжелый бомбардировщик смог приземлиться на выбранную партизанами площадку для десанта. Благополучно совершив посадку, Лановенко дал точный ориентир другим экипажам самолетов, и высадка чехословацких бойцов началась. Десять боевых вылетов совершил Лановенко в сложных условиях, доставляя чехословацким боевым друзьям военные грузы.
Боевые заслуги «ночного аса»
В общей сложности Марк Трофимович Лановенко совершил в войну 387 боевых вылетов. Из них 350 - в глубокие вражеские тылы. Тридцать раз он совершал посадку в тылу фашистов, доставляя партизанам оружие и боеприпасы. Ни ночь, ни тяжелые метеорологические условия не могли остановить отважного советского аса.
Боевой путь Лановенко прошел по Ленинградскому, Южному, Центральному ,1-му и 2-му Украинским фронтам. Он был ранен четыре раза, дважды контужен и даже после госпиталей вновь и вновь возвращался в строй.
Война закончилась, когда летчик был в Праге. После войны он остался служить в армии. Окончив Военно-воздушную академию, Лановенко работал летчиком-инспектором.
В ходе службы на фронтах войны, а затем и в ВВС страны, М.Т. Лановенко налетал в общей сложности 6600 летных часов.
«На земле»
По прошествии долгих лет раны и контузии, полученные в боях, все чаще давали о себе знать. Настало время, когда врачей категорически запретили Лановенко летать. Выйдя в отставку, полковник более 20 лет проработал в патентном отделе на Авиационном комплексе им. С.В.Ильюшина.
Марк Трофимович всегда принимал активное участие в общественной работе ОАО «Ил»: водил экскурсии в музее предприятия, выступал с лекциями и фронтовыми воспоминаниями перед трудовыми коллективам и в учебных заведениях.
Герой войны ушел из жизни 15 ноября 2005 года.
За боевые подвиги в Великой Отечественной Войне Марку Трофимовичу Лановенко было присвоено почетное звание Героя Советского Союза. Кроме того, он был награжден двумя орденами Ленина, тремя Красного Знамени, двумя Отечественной Войны Первой степени, орденом Красной Звезды, орденами Чехословакии и многими боевыми медалями.