Гражданская авиация
Ил-114-300
Superjet 100
МС-21
CR929
Ил-96-300
Военная авиация
Як-130
Су-35
Су-30MК
МиГ-35
МиГ-29К/КУБ
Як-152
Су-30СМ
Су-34
Су-57
Су-33
Су-32
Транспортная авиация
Ил-112В
МТС
Ил-76МД-90А
Стратегическая и специальная авиация
Ту-160
Ту-95МС
Бе-200
Ту-214
Ту-22М3
наверх

Су-30MК

Су-30MК
Разработка: ОКБ Сухого
Стадия проекта: Серийное производство Производство: КнААЗ им. Ю.А. Гагарина

Высокоманевренный многоцелевой двухместный боевой самолет Су-30МК входит в число самых совершенных и востребованных истребителей в мире.

Самолет способен поражать высокоточным оружием воздушные, наземные и надводные цели в одном боевом вылете, действуя на значительном удалении от базы, в любую погоду и время суток в условиях информационного и огневого противодействия противника.

Опыт эксплуатации одноместных машин Су-27, накопленный в ОКБ Сухого к 1985 году, показал, что в современном воздушном бою нагрузки на лётчика, вызванные необходимостью маневрирования и одновременного управления комплексом вооружения, слишком высоки. Кроме того, современные возможности бортовых электронных комплексов столь обширны, что одному лётчику в маневренном бою физически трудно реализовать их в полной мере. Присутствие второго пилота давало бы экипажу возможность действовать более рационально и эффективно, распределяя нагрузку между собой. Весьма насущной становилась необходимость создания специализированной двухместной модернизации истребителя, оснащённой системой дозаправки топливом в воздухе, что позволило бы увеличить продолжительность полёта до 10 часов.

В 1985 г. в ОКБ П.О. Сухого приняли решение о проведении испытаний по дозаправке топливом в воздухе машин типа Су-27 и выяснения возможностей экипажа при длительном нахождении в полете, их работоспособности и самочувствия. Руководителем темы был назначен И.В. Емельянов, впоследствии Главный конструктор ОКБ Сухого. Базовой машиной для разработки нового проекта стал второй летный экземпляр Су-27УБ (Т-10У-2), двухместная учебно-боевая модификация Су-27, имевшая большой внутренний запас топлива и десять точек подвески вооружения. На самолёте установили систему дозаправки топливом и частично изменили состав оборудования. Опытный экземпляр самолета был поднят в воздух 10 сентября 1986 г. Проведённые лётные испытания убедили конструкторов в принципиальной возможности существенно улучшить характеристики базовой модели истребителя.

Для отработки новой концепции истребителя были доработаны два серийных учебно-боевых самолета. В ОКБ эти машины получили шифры Т-10ПУ-5 и Т-10ПУ-6. Машины оснастили системой дозаправки в воздухе, новой системой навигации, модернизированными системами дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ). В конце 1988 г. начались лётные испытания, по результатам которых было принято правительственное решение о развертывании серийного производства истребителя, получившего наименование Су-30.

Основным потребителем новой машины должна была стать авиация войск ПВО, где в полной мере могла бы реализоваться концепция самолета дальнего перехвата и патрулирования. Су-30 в полной мере сохранил пилотажные качества своих предшественников, а за счет модернизации значительно увеличил боевую эффективность. При этом, новый самолёт был наделен дополнительными возможностями по выполнению боевых действий, связанных с большими дальностью и продолжительностью полета, а также по эффективному управлению группой истребителей. Внутренний запас топлива обеспечивал дальность полета в 3000 км, а при дозаправке топливом в воздухе продолжительность полета на Су-30 зависела только от физиологических возможностей экипажа. После консультаций с учеными-медиками время пребывания самолета в воздухе ограничили 10 часами. Для обеспечения комфортных условий для экипажа на перехватчике установили дополнительные устройства сервиса.

Работы по подготовке серийного производства осуществлялись под руководством А.И. Федорова. От ОКБ Сухого эти работы курировал И.В. Емельянов, ставший впоследствии ведущим конструктором Су-30. Первый серийный Су-30 подняли в воздух 14 апреля 1992 года летчики-испытатели Г.Е. Буланов и В.М. Максименков.

Су-30МК

Используя Су-30 как базовый самолет, в 1993 г. ОКБ Сухого предложило его дальнейшее развитие – многофункциональный истребитель Су-30МК. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели, а также возможность установки на самолет нового, в том числе и зарубежного, оборудования открыли перед Су-30МК широкие возможности по продаже на международном рынке авиационной техники. Впервые ударный вариант машины был представлен в 1993 г. на авиационном салоне в Ле Бурже (Франция). Это был специально доработанный под усовершенствованную систему управления вооружением первый серийный самолёт Су-30. Весной 1994 года, с целью продемонстрировать возможности машины, было решено показать Су-30МК на выставке вооружений в Чили, куда самолёт перелетел через океан без дозаправки топливом в полёте, что само по себе стало сенсацией. Машина также демонстрировалась на «МАКС-95» и в Великобритании на авиасалоне «Фарнборо-94». Без участия Су-30МК не обошлись и авиасалоны в Китае, Малайзии, Индии и других странах.

Су-30МК в варианте для ВВС Индии

Индия стала первой страной, с которой был заключён контракт на поставку новых российских истребителей. Истребитель для ВВС Индии начали проектировать в ОКБ Сухого на базе Су-30 под руководством А.Ф. Барковского в 1995 году.

Су-30МК в варианте для Индии имеет ряд существенных отличий от Су-30, причём некоторые конструкторские идеи «воплощены в металле» впервые в мировой практике. Так, на индийском истребителе установлено переднее горизонтальное оперение (ПГО), включённое в общий контур в продольном канале системы дистанционного управления (СДУ), а также двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги разработки НТЦ им. А.П. Люльки. В комплексе, все это обеспечивает возможность реализации на «индийском» истребителе режимов сверхманевренности. Также, впервые в мире, на серийном самолете установлена радиолокационная станция с поворотной антенной решёткой (РАС «Барс» разработки НИИ Приборостроения), новое катапультное кресло и ряд других новых систем отечественной разработки. Впервые в практике ОКБ на самолете произведена широкая интеграция систем БРЭО импортного и отечественного производства, создан «интернациональный» борт, в состав которого вошли системы и комплексы зарубежных фирм из 6 стран мира. Благодаря расширению номенклатуры вооружений улучшена боеспособность самолета.

В соответствие с контрактом поставка самолетов предусматривалась несколькими партиями, с последовательным наращиванием возможностей БРЭО, силовой установки и вооружения. Распоряжением Правительства головными исполнителями контракта были определены ОКБ Сухого (разработка) и ИАПО (производство).

1 июля 1997 года летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов впервые поднял новую машину в воздух. Программа работ по теме Су-30МКИ впервые в отечественной практике продемонстрировала новую модель военно-технической политики, которая включает все ныне практикуемые в мире этапы долгосрочного сотрудничества:

  • поставку первой партии самолётов в исходной версии (Су-30К);
  • совместную ОКР по модифицированному варианту самолёта (Су-30МК для ВВС Индии);
  • передачу заказчику лицензии на производство самолёта с последовательным замещением российских компонентов оборудования на зарубежные (в декабре 2000 г. подписан контракт на продажу Индии лицензии на производство 140 истребителей финальной партии поставки);
  • модернизацию самолётов первых партий поставок до технического облика машин финальной партии поставки;
  • создание совместного сервисного технического центра послепродажного обслуживания поставляемой техники;
  • использование «завоеванного экспортного плацдарма» для проникновения на региональный рынок.

Су-30МК для ВВС Алжира

Истребитель Су-30МК для ВВС Алжира создавался ОКБ Сухого на базе «индийского» СУ-30МК для Индии. Самолёт незначительно отличается от базового самолёта составом бортового оборудования. Часть импортного оборудования заменена на российские аналоги, в частности, на самолёте установлена кислорододобывающая установка отечественного производства вместо применявшегося ранее аналога зарубежного производства. Поставки самолётов в Алжир начались в 2008 году.

Су-30МК для ВВС Малайзии

Истребитель, создававшийся в ОКБ Сухого по заказу Королевских ВВС Малайзии на базе «индийского» Су-30МК. Контракт на поставку был подписан в 2003 году.

При близких боевых возможностях эта модификация отличается от «индийской» составом бортового оборудования: по требованию заказчика часть бортовой аппаратуры самолёта заменена на французские аналоги. Планер, двигатели с системой управления вектором тяги и цифровой системой управления полетом, а также состав вооружений аналогичны базовой модели. Визуально выделяются «гребни» ближе к носу от фонаря кабины. Это – встроенная система государственного опознавания французского производства. Под носовой частью фюзеляжа появились дополнительные обтекатели, в которых размещены сенсоры системы предупреждения о лазерном облучении и приближении ракет фирмы Avitronics (ЮАР). Кислорододобывающая система российского производства.

Работы по интеграции новой авионики осуществлялись при активном содействии проектной группы ВВС Малайзии, работающей в Москве на постоянной основе. В рамках офсетной части малазийского контракта предусмотрено создание на территории этой страны сервисного центра для российской авиатехники, а также содействие в реализации национальной космической программы.

В июне 2007 г. первая пара серийных истребителей была доставлена прямыми рейсами Ан-124-100 «Руслан» на авиабазу Конг-Кедак (штат Теренггану) на побережье Южно-Китайского моря.

Су-30МК для ВВС КНР (Су-30МКК)

Работы по созданию на базе Су-30 двухместного ударного самолета для ВВС КНР велись в ОКБ Сухого под руководством А.И. Кнышева с 1997 года под обозначением Су-30МКК. Головным исполнителем этого контракта стал завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО). Рабочее проектирование истребителя было завершено в 1998 г., первый опытный экземпляр самолёта взлетел с аэродрома КНААПО 20 мая 1999 г, пилотируемый смешанным экипажем летчиков-испытателей в составе: И.Е. Соловьев (ОКБ) и А.В. Пуленко (КнААПО). Совместные с ГЛИЦ ВВС испытания самолета проведены в 1999 - 2001 г.г., первая партия серийных машин поставлена заказчику в декабре 2000 года.

Новый вариант двухместного самолета был создан с широким использованием конструктивного задела по Су-27СК и по одноместному истребителю Су-27М. Конструктивно Су-30МКК отличаются от «индийского» Су-30МК вертикальным оперением большей площади и высоты. Практически без доработок конструкции использованы: центроплан, консоли крыла, воздухозаборники, хвостовые балки, оперение и шасси от Су-27М и агрегаты хвостовой части фюзеляжа от Су-27СК. Модернизированное крыло с восемью узлами внешней подвески и более мощное шасси позволили увеличить боевую нагрузку до 8000 кг. На самолёте устанавливается силовая установка Ал-31Ф. По сравнению с базовой моделью расширена номенклатура вооружений.

Су-30МК для ВМФ КНР (Су-30МК2)

На базе Су-30МКК разработан усовершенствованный вариант самолета Су-30МК2, который создавался в ОКБ Сухого в 2002 году по заказу военно-морских сил Китая. Истребитель отличается от базовой модели расширенными возможностями в отношении поражения наземных (надводных) целей, а также комплектацией систем оборудования и вооружения. Номенклатура управляемого вооружения, предназначенного для поражения надводных целей, расширена. В частности, в состав вооружения Су-30МК2 может входить сверхзвуковая противокорабельная ракета Х-31А. Система индикации на лобовом стекле модернизирована. Дополнительно установленный сигнальный процессор с новым линейным приемным устройством позволяет применять новые боеприпасы с точным наведением и расширяет возможности поражения морских целей. Су-30МК2 строили на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты типа Су-30МК2 поставлялись также в Индонезию, Вьетнам и Венесуэлу.

В ходе реализации программ Су-27СК, Су-30МКК и Су-30МК2 сложилась кооперация, задействованная при создании самолетов Су-27СМ для ВВС России, а также Су-27СКМ. Разработка и производство различных модификаций самолета Су-27 и Су-30 позволили существенно снизить затраты за счет поэтапного наращивания боевых возможностей авиакомплексов. Вследствие этого стоимость опытно-конструкторских работ по программе Су-30МК2 стала более чем в два раза ниже стоимости работ по программе Су-30МКК, а программа Су-27СКМ «подешевела» по сравнению с Су-30МКК более чем в три раза при значительном повышении боевой эффективности истребителя.

История созданияhttp://uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/military/su-30mk/#history

Нашли опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Информация об опечатке успешно отправлена. Благодарим за помощь!