Андрей Николаевич Туполев, один из крупнейших авиационных конструкторов XX века, родился 10 ноября 1888 года под г. Кимры. Он окончил Тверскую гимназию, Московское высшее техническое училище, стал учеником и соратником «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского, вместе с которым создал Центральный аэрогидродинамический институт.
Андрей Николаевич развивал авиационную науку и ее экспериментальную базу, став вдохновителем и основателем российского металлического самолетостроения в эпоху господства деревянных конструкций. Туполев и его коллектив в 1920-х годах создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолетов как военного, так и гражданского назначения. На самолетах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. Благодаря его деятельности страна получила мощную стратегическую авиацию.
Имя Андрея Николаевича навсегда вошло в золотой фонд технического прогресса. Он непрестанно занимался развитием и совершенствованием ЦАГИ, заказывал новейшее отечественное и зарубежное оборудование, закладывал гигантские аэродинамические трубы, в которых можно было проводить продувки самолетов в натуральную величину. Туполев постоянно занимался расширением своего опытного завода, активно развивая при этом заводские лаборатории и испытательные установки (статзал, моторно-испытательный комплекс, аэродинамическую установку и т.д.). Сразу же после войны он построил собственную летно-испытательную и доводочную базу, без которой сейчас не может обойтись ни одно опытное самолетостроительное производство.
Стиль его руководства отличался высокой требовательностью. При этом он глубоко доверял своим помощникам, а в сложных ситуациях твердо брал в руки и власть, и ответственность. Помощники, в свою очередь, отвечали ему искренней преданностью и самоотверженной работой, зная, что в трудную минуту он никогда не даст их в обиду.
Андрей Николаевич умел своим словом пробудить в людях желание творить. Вместе с тем, в КБ использовался так называемый метод «горизонтальных связей», позволявший установить продуктивные отношения между участниками процесса создания новой авиационной техники. Принятие решений на уровне «горизонтальных связей» (технолог - конструктор, аэродинамик - компоновщик и т. д.) было большим стимулом к командной работе, проявлению ответственности и инициативы каждого исполнителя.
А.Н. Туполев был лидером по природе. Его талант, самостоятельность и непредвзятость суждений, высокие человеческие качества притягивали к нему энтузиастов авиации. Он с удовольствием поддерживал умелых работников, давал им возможность проявить свои способности. Ни в каком другом конструкторском бюро не собирался такой блестящий коллектив первоклассных конструкторов и специалистов.
При этом он никогда не считал нужным специально заботиться о поддержании своего авторитета. Это хорошо подметил известный летчик-испытатель М.Л. Галлай: «Редко я встречал в своей жизни человека, так мало заботящегося о том, какое впечатление он производит на окружающих. Может быть, в этом и заключалась одна из причин того, что впечатление он производил самое сильное».
К сожалению, Андрей Николаевич не оставил книги воспоминаний. На вопросы, почему он не напишет о своей жизни, богатой событиями и большими свершениями, он обычно отшучивался, а однажды сказал: «Я не пишу, а делаю».