21 мая в России отмечается День полярника. История освоения неба в полярных широтах Арктики и Антарктиды неразрывно связана с самолетами марки «Ил».
В 1948 году начались регулярные исследования Центрального полярного бассейна. В районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций АН СССР, поэтому ученым приходилось регулярно вылетать в эти районы.
Начало многолетней и успешной эксплуатации «ильюшинских» самолетов в северных широтах было положено 6 мая 1948 года, когда группа из трех самолетов Ил-12, под командованием майора Ивана Севастьянова, выполнила первую посадку на Северном Полюсе.
В марте-апреле 1950 года два Ил-12Д Полярной авиации отбуксировали с подмосковного аэродрома Чкаловский к Северному полюсу два грузовых планера Ц-25. Затем самолеты сели на ледовый аэродром, забрали планеры и отбуксировали их в Красноярск.
Отлично зарекомендовали себя эти самолеты и в Антарктиде. 25 февраля 1956 года экипаж выдающегося полярного летчика Героя Советского Союза Ивана Черевичного выполнил на самолете Ил-12 первый рекогносцировочный полет в район южного геомагнитного полюса земли. А 3 марта 1956 года выполнил полет в район Южного полюса относительной недоступности – т.е., точки в Антарктиде, наиболее удаленной от побережья океана.
Огромную роль при освоении Арктики и Антарктики сыграли самолеты Ил-14. Эти надежные машины поддерживали регулярную связь между Большой землей и полярными станциями, осуществляли доставку людей и грузов, вели разведку льдов и проводку в них морских судов.
В 1962 году был испытан арктический вариант самолета Ил-14П с убирающимся лыжным шасси, который оказался незаменимым в высоких широтах Антарктики. Способность совершать длительные полеты в труднейших метеорологических условиях, в разреженном воздухе, при температурах -70 С и сильном обледенении, возможность взлетать и садиться на ограниченные, в том числе и выбранные с воздуха ледовые площадки, простота в обслуживании определили долгую жизнь этого самолета в советской Полярной авиации. До 1990 года основные воздушные перевозки внутри Антарктиды выполнялись самолетами типа Ил-14.
В конце 50-х годов осваивать северные широты начал самолет Ил-18. В марте 1958 года был выполнен контрольный полет самолета Ил-18 под управлением летчика-испытателя КБ Ильюшина, дважды героя Советского Союза Владимира Коккинаки по маршруту Москва — СП-6 — Москва, положивший начало его регулярным полетам в Арктику.
В декабре 1961 года, в рамках первой воздушной экспедиции турбовинтовых самолетов, Ил-18В под управлением командира экипажа летчика Александра Полякова впервые достиг берегов Антарктиды.
В феврале 1980 года был совершен перелет в Антарктиду на самолете Ил-18Д, положивший начало регулярным полетам самолетов из СССР на ледовый континент. Во время выполнения научной программы по геофизике и метеорологии этот же самолет совершил беспосадочный полет по маршруту «Молодежная» - Полюс Недоступности – Южный географический полюс – «Молодежная». Вернулась в Москву машина 23 февраля 1980 года, преодолев за всю экспедицию в общей сложности 45 660 км.
В феврале 1986 года в Антарктиду был выполнен первый рейс тяжелого транспортного самолет Ил-76ТД. Самолет доставил 58 участников очередной антарктической экспедиции и вывез личный состав предыдущей.
Самолеты типа Ил-76 отлично зарекомендовали себя и в Арктике. В 1986–1987 годах экипаж летчика-испытателя КБ Ильюшина Станислава Близнюка на самолете Ил-76МД, в сложнейших условиях полярной ночи и сильных морозов доставлял топливо и продовольствие на терпящие бедствие полярные станции СП-27 и СП-28. При этом использовался разработанный в КБ новый способ парашютного десантирования грузов.
В 1989 году экипаж Станислава Близнюка на самолете Ил-76МД впервые выполнил перелет и посадку на антарктический остров Кинг-Джордж, расположенный вблизи советской антарктической станции «Беллинсгаузен». Здесь, на авиабазе ВВС Чили «Родольфо Марч Мартин» имелась взлетно-посадочная полоса (ВПП), способная принять тяжелый грузовой самолет.
Самым сложным стала посадка на заснеженную ВПП длинной всего 1265 метров, в то время, когда для Ил-76МД в подобных условиях требовалась полоса, длинной, как минимум, 1500 метров. Для сокращения пробега самолета реверс двух внутренних двигателей был включен в момент касания ВПП, двух внешних – сразу после касания на пробеге, была использована вся механизация крыла, в качестве тормозных щитков открыты боковые двери, понижено давление всех колес шасси.
Руководили арктической экспедицией – известный полярник, ученый-океанолог, Герой Советского Союза Артур Чилингаров и Генеральный конструктор Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Николай Таликов (в то время, заместитель Главного конструктора ОАО «Ил»).
В августе 1991 года экипажем под командованием Станислава Близнюка на самолете Ил-76ТД была проведена уникальная транспортная экспедиция по эвакуации полярников со станции «Молодежная» в Кейптаун. И вновь экспедицией руководили Артур Чилингаров и Николай Таликов.
Самым трудным в этой экспедиции, не считая транспортировку сложного и неподготовленного груза, был взлет с ледового аэродрома станции. Общая взлетная масса превысила допустимую величину для этих условий и составила 185 тонн. На борту самолета, помимо груза, находилось 197 человек: полярники со станций «Молодежная» и «Новолазаревская», техническая бригада самолета, смена аэродромной команды и часть экипажа научно-исследовательского судна «Михаил Сомов», скованного льдами Антарктиды.
Роль «ильюшинских» самолетов в освоении Арктики и Антарктиды переоценить сложно, они и сегодня выполняют воздушные перевозки в полярных широтах, приходят на помощь в экстренных ситуациях в условиях крайнего севера.
Именно самолет Ил-76ТД доставил в ноябре 2013 года на аэродром станции «Новолазаревская» неправительственную экспедицию принца Гарри Уэльского, в которой приняли участие люди с ограниченными возможностями.
А в ноябре 2015 года совместный экипаж под командованием шеф-пилота Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Героя России Николая Куимова и шеф-пилота ГосНИИ ГА Героя России Рубена Есаяна успешно выполнил первую посадку на самолете Ил-76ТД-90ВД на ледовый аэродром станции «Новолазаревская» в Антарктиде. Впервые на лед приземлился самолет типа Ил-76, оснащенный двигателями ПС-90А-76.
А значит самолеты марки «Ил» и дальше будут служить стране в деле освоения полярных широт.